Товарооборот Казахстана со
странами ЕАЭС в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7%. Однако все еще существуют барьеры, которые сдерживают торговлю между странами Евразийского союза. Эту
проблему казахстанская сторона предлагает решить за счет разработки отдельного
документа. О проекте Стратегического направления
развития евразийской экономической интеграции до 2025 года корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал ведущий
аналитик центра интеграционных исследований ЕАБР Арман Ахунбаев.
- О работе над проектом Стратегического направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в рамках ЕАЭС говорилось еще в 2019 году. На каком этапе находится разработка этого документа? Какие инициативы предлагал включить Казахстан?
- Проект Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года подготовлен в соответствии с Декларацией о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС, которую Высший Евразийский экономический совет утвердил в 2018 году. В течение прошлого года проект стратегии прошел несколько этапов согласования. При этом были учтены предложения всех государств-членов ЕАЭС. После финальной стадии согласования Проект должен быть представлен в окончательном виде на Евразийском межправительственном совете 10 апреля. Он должен быть утвержден президентами стран ЕАЭС на Высшем Евразийском экономическом совете 19 мая.
Документ направлен на реализацию целей и задач Союза и представляет ориентиры интеграционной политики. Он содержит основные меры и механизмы, которые должны позволить завершить формирование нормативно-правовых основ сотрудничества государств-членов ЕАЭС. По своему содержанию документ выходит за рамки действующего Договора о ЕАЭС. Среди новых направлений – развитие зеленых технологий, возобновляемых источников энергии, экономические аспекты в сфере здравоохранения, туризма, образования и науки.
Предложения Казахстана по развитию ЕАЭС до 2025 года касались развития внутреннего рынка и устранения препятствий в союзном товарообороте (их число постепенно росло и пока составляет 68 позиций). Также были предложения по созданию совместных производств и брендов Союза (например, в авиационной промышленности), взаимного признания банковских гарантий в ЕАЭС. Казахстан, как и ранее, выступает за развитие партнерства Союза с ЕС, ШОС и АСЕАН.
- Как вы считаете, какие инициативы стоит внедрить в рамках этой стратегии?
- Союзу необходимо ускорение экспортоориентированной научно-технической и промышленной кооперации для создания новых производственных цепочек и инновационных секторов промышленности, совместного освоения странами-членами новых видов несырьевой продукции. Этому способствует также цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС, создание союзных платформенных решений, в том числе Евразийской информационной системы промышленности, развитие объектов межгосударственной инновационной инфраструктуры.
Необходимо вовлечение и активное участие МСБ в интеграционные процессы, в создании цепочек добавленной стоимости стран ЕАЭС.
Актуальной задачей для союза остается идентификация и устранение внутристрановых барьеров для ведения деятельности промышленных предприятий на общем рынке ЕАЭС и на рынках третьих стран. Выявление и устранение таких ограничений позволит в полной мере реализовать потенциал научно-технического и промышленного сотрудничества стран ЕАЭС, улучшить их инвестиционный климат. Также это позволит расширить возможности для технологического развития промышленных предприятий и создания совместных евразийских компаний и брендов.
Не менее важной задачей является сопряжение экономической интеграции и гуманитарного сотрудничества, прежде всего в таких сферах, как образование, наука, культура, спорт и туризм. Эти сферы межгосударственного взаимодействия более понятны широким слоям населения. Поэтому именно через них можно проводить интеграционные процессы, которые станут более узнаваемыми и привлекательными для граждан.
- 29 мая 2020 года исполняется шесть лет с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Как вы оцениваете эффект от его создания?
- За эти годы ЕАЭС сумел прочно закрепиться среди международных организаций и союзов и превратился в заметного игрока на международной экономической арене. На сегодня это многомиллионный рынок с едиными правилами игры, открытый для мира.
Евразийский союз доказал свою эффективность в стимулировании взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС, их промышленной кооперации и сотрудничества в финансовой сфере по единым правилам. Также экономический союз пяти стран сыграл важную роль в легализации потоков трудовой миграции. Отмечу достижения, доступные для всех граждан ЕАЭС: упрощение миграционного учета, равный доступ к медицинскому страхованию и преференции по налогообложению. С 2015 года действует автоматическое взаимное признание дипломов. В 2019 году подписано пенсионное соглашение, согласно которому граждане, работающие в любой стране ЕАЭС, смогут получать пенсию вне зависимости от того, где они живут и работают. В результате всех этих изменений миграционные потоки внутри союзного объединения выросли на 20%.
Интеграция выступает инструментом для дополнительного роста торговли и промышленного производства. При этом выпуск товаров может быть ориентирован не только на рынки ЕАЭС, но и на рынки других стран.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела колоссальную работу по снятию торговых ограничений и нетарифных барьеров для облегчения взаимного доступа на рынки товаров и услуг для предприятий ЕАЭС. ЕЭК также внедрил различные практические инструменты, стимулирующие промышленную кооперацию между странами. Для облегчения сотрудничества с третьими странами ЕАЭС заключил соглашения о Зонах свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией. Также были заключены временные соглашения с Ираном и Китаем. Не исключено, что в ближайшие годы ЕАЭС пополнится новыми участниками.
Для Казахстана, который находится в центре Евразии и не имеет выхода к морю, участие в ЕАЭС открывает доступ к мировым рынкам.
- Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7%. Как
пандемия коронавируса и падение цен на нефть повлияют на эти показатели в 2020 году?
- Пока статистика по взаимной торговле этих стран ограничивается январем. Товарооборот между странами союза в январе 2020 года по сравнению с тем же месяцем 2019 года снизился на 3,8%. А основные события, связанные с борьбой с COVID-19 в регионе ЕАЭС, приходятся на февраль-март 2020 года. Поэтому дать точную оценку о влиянии пандемии на товарооборот и экономику членов ЕАЭС пока нельзя.
Негативное влияние пандемии на регион усиливается отрицательными последствиями резкого снижения цен на нефть и металлы, «турбулентности» на финансовых рынках. Также замедляется экономическая активность ключевых глобальных торговых и финансовых партнеров стран ЕАЭС (Китай, ЕС и США).
Пандемия коронавируса негативно влияет на макроэкономические показатели ЕАЭС. Этот тренд затрагивает и ключевых мировых игроков, и глобальную экономику. С учетом происходящего в данный момент и ранее наблюдаемых эпидемий в мире (в том числе эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году), крупные потери ожидаются у логистических компаний, туристической отрасли. Также потери понесут предприятия металлургии, машиностроения (в том числе производящих электрооборудование и автомобили), энергетического сектора и другие.
Глобальные негативные последствия уже отмечаются. Они, скорее всего, будут влиять на ухудшение экономических настроений в течение, как минимум, первого полугодия 2020 года.
- По словам главы кыргызского правительства Мухаммедкалый Абылгазиева, Казахстан, Кыргызстан и Россия обсуждают перевод бизнес-расчетов на национальные валюты. Это связано с резким ростом курса доллара. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Текущий кризис вновь показал уязвимость экономик государств-членов ЕАЭС для внешних воздействий. Одним из основных факторов такой уязвимости является высокий уровень долларизации в евразийском регионе. Это сдерживает не только развитие банковских систем и экономик самих стран, но и взаимную торговлю внутри союза.
Поэтому развитие расчетов в нацвалютах внутри ЕАЭС относится к приоритетам повестки союза. Усилия по стимулированию взаиморасчетов в нацвалютах предпринимались и ранее. Они были составной частью развития интеграции в рамках общего финансового рынка Союза. Благодаря этим усилиям порядка 74% (2018 г.) платежей внутри ЕАЭС уже осуществляются в национальных валютах.
Евразийский банк развития (ЕАБР) принимает
активное участие в этом процессе с 2018 года. Банк реализует собственную
расчетно-клиринговую систему. Она позволяет корпоративным клиентам осуществлять
трансграничные платежи в национальных валютах. С 2019 года ЕАБР выступает «хабом»
для банков государств-членов ЕАЭС.