USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.01$
+0.110
BTC
71318.80$
+1923.600

Рынок бытовой и электронной техники: гегемония России и наступление Узбекистана

Собственного производства бытовой техники в Казахстане практически нет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рынок бытовой и электронной техники: гегемония России и наступление Узбекистана- Kapital.kz

Рынок бытовой техники и электроники в Казахстане неуклонно растет, несмотря на то, что покупательская способность населения остается без изменений. Так, по данным GFK, в прошедшем году рынок вырос на 23% и составил 264 млрд тенге. В стране увеличивается население и уровень его потребительского кредитования. Но самое главное – в связи с ростом ипотеки – растет и количество домов, которые необходимо обставлять.

Как можно догадаться, практически вся бытовая техника в Казахстане импортируется. Большая часть завозится из России – 44%. Китайская продукция занимает 33% нашего рынка. Так, два наших крупнейших соседа наполнили 77% всего рынка бытовой техники. Около 10% белой техники завозится из Европейского союза. Доля Южная Кореи и Турции составила совокупно всего 4,5%, и это несмотря на развитое в этих государствах производство и экспорт техники для дома. Интересно, что наш сосед – Узбекистан, недавно наладивший сборку техники, – экспортировал в Казахстан бытовой техники на $4 млн, а это почти 2% импортной техники.

Успехи соседних экспортеров

Если 10 лет назад доля российских брендов на нашем рынке не превышала и 10%, то сейчас она увеличилась до 44% (2018). Это прямо указывает на то, что присутствие других стран значительно снизилось.

Также большая часть телевизоров импортируется в нашу страну из России. Так, 61% телевизоров закуплены у северного соседа. Телевизоры из Китая заняли 27% казахстанского рынка. И здесь Узбекистан не перестает удивлять. В этом сегменте соседнее государство стало третьим поставщиком телевизоров, обогнав Турцию и Корею! Более того, южный сосед планирует наладить сборку своей продукции в Туркестанской области. Речь идет о группе компаний Artel, объединяющей дюжину совместных предприятий, открытых с участием зарубежных компаний. Узбекская продукция находится в максимально бюджетном сегменте.

Что касается российских брендов, то скорее всего им сыграло на руку вступление Казахстана в Таможенный союз и связанное с этим снятие таможенных пошлин между двумя странами. Это и послужило тому, что производители других стран (кроме Китая) были вытеснены российскими конкурентами. За 10 лет интеграции рынок бытовой техники был полностью переформатирован: доля европейской домашней техники за 10 лет упала с 24 до 10%; турецкие и южнокорейские производители также снизили свое присутствие в два раза (c 9 до 4.5%); Украина в свою очередь полностью потеряла нишу на казахстанском рынке с 4 до микроскопических 0,1%.

Рынок бытовой и электронной техники: гегемония России и наступление Узбекистана 246219 - Kapital.kz

Российские производители в Казахстане представлены такими брендами, как Vitek, Scarlett, Redmond и Polaris. Эти бренды стали популярными в первую очередь за счет своей дешевизны, так как большинство продукции фактически произведено в Китае либо собирается из импортных комплектующих. Однако отсутствие конкурентов из третьих стран создало благоприятные условия и для собственных российских брендов (Darina и De luxe, например).

Своего пока нет

Собственного производства бытовой техники в Казахстане практически нет. Электроника представлена заводом LG в Алматы, где собираются телевизоры одноименной марки. Чаще всего причинами такого положения дел называют скромный внутренний рынок, а также удаленность от основных производителей комплектующих и рынков сбыта. Аргументы таковы: малый внутренний рынок не дает инвесторам окупить производство, тогда как удаленность от поставщиков и покупателей приводит к удорожанию продукции.

Согласно данным комстата, в 2019 году в Казахстане не было произведено ни одного холодильника, стиральной машины, кухонной плиты или кондиционера.

Время от времени появляются сообщения о планах и намерениях по строительству в Казахстане заводов по производству бытовой техники. Так, о намерении построить завод по производству бытовой техники сообщали турецкие и египетские инвесторы.

Другая казахстанская компания – Forensis – в 2013 году успешно наладила импорт, а затем и сборку телевизоров под одноименным брендом. По словам главы компании Камиля Идрисова, предприятие продало 20 000 телевизоров, а также успело отгрузить первую партию телевизоров, собранных в Казахстане, тем самым получив официальный статус отечественного производителя. Затем, по его словам, девальвация 2014 года нанесла удар по бизнесу, так как произошло удорожание комплектующих, необходимых для сборки. Производство стало нерентабельным, и бизнес перестал существовать уже в 2015 году.

В 2018 году KazakhInvest сообщил о планах китайского производителя электроники «HKС» по строительству цеха по сборке телевизоров в Костанайской области. Запустить производство планировалось в 2019 году. По информации и.о. руководителя отдела инвестиционных проектов управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Костанайской области Темирбекова А.Б., в 2018 году была подписана трехсторонняя Дорожная карта между компанией HKC Corporation Ltd, АО «НК «KazakhInvest» и акиматом области по реализации проекта по производству электроники, однако в настоящее время окончательное решение по реализации проекта со стороны инвестора не принято.

Важно отметить, что пресловутая «отверточная сборка», несмотря на негативную коннотацию – вполне приемлемое решение. Например, большая часть производителей в Украине также начинали бизнес с банального импорта китайских товаров под собственными брендами. Многие продолжают придерживаться этой бизнес-модели (Ergo, например). Другие же перешли на «отверточную» сборку техники из импортных и собственных комплектующих (Mirta или Saturn). Однако активность предпринимателей в итоге дала толчок развитию отрасли в целом.

Можно заметить явную тенденцию роста бюджетной техники под самыми разными брендами. Покупатели все меньше обращают внимание на бренды и все больше руководствуются функционалом товара и его соотношением к цене. К сожалению, ниша бюджетной техники и электроники для дома уже занята российскими брендами, к тому же увеличивается импорт из Узбекистана. Однако надо понимать, что производители в этих странах пользуются огромными субсидиями и лоббированием со стороны государства. В таких условиях лучшим решением и преимуществом для Казахстана может быть умеренная поддержка государства без вреда для рыночных стимулов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.