Рынок бытовой техники и электроники в Казахстане неуклонно растет, несмотря на то, что покупательская способность населения остается без изменений. Так, по данным GFK, в прошедшем году рынок вырос на 23% и составил 264 млрд тенге. В стране увеличивается население и уровень его потребительского кредитования. Но самое главное – в связи с ростом ипотеки – растет и количество домов, которые необходимо обставлять.
Как можно догадаться, практически вся бытовая техника в Казахстане импортируется. Большая часть завозится из России – 44%. Китайская продукция занимает 33% нашего рынка. Так, два наших крупнейших соседа наполнили 77% всего рынка бытовой техники. Около 10% белой техники завозится из Европейского союза. Доля Южная Кореи и Турции составила совокупно всего 4,5%, и это несмотря на развитое в этих государствах производство и экспорт техники для дома. Интересно, что наш сосед – Узбекистан, недавно наладивший сборку техники, – экспортировал в Казахстан бытовой техники на $4 млн, а это почти 2% импортной техники.
Успехи соседних экспортеров
Если 10 лет назад доля российских брендов на нашем рынке не превышала и 10%, то сейчас она увеличилась до 44% (2018). Это прямо указывает на то, что присутствие других стран значительно снизилось.
Также большая часть телевизоров импортируется в нашу страну из России. Так, 61% телевизоров закуплены у северного соседа. Телевизоры из Китая заняли 27% казахстанского рынка. И здесь Узбекистан не перестает удивлять. В этом сегменте соседнее государство стало третьим поставщиком телевизоров, обогнав Турцию и Корею! Более того, южный сосед планирует наладить сборку своей продукции в Туркестанской области. Речь идет о группе компаний Artel, объединяющей дюжину совместных предприятий, открытых с участием зарубежных компаний. Узбекская продукция находится в максимально бюджетном сегменте.
Что касается российских брендов, то скорее всего им сыграло на руку вступление Казахстана в Таможенный союз и связанное с этим снятие таможенных пошлин между двумя странами. Это и послужило тому, что производители других стран (кроме Китая) были вытеснены российскими конкурентами. За 10 лет интеграции рынок бытовой техники был полностью переформатирован: доля европейской домашней техники за 10 лет упала с 24 до 10%; турецкие и южнокорейские производители также снизили свое присутствие в два раза (c 9 до 4.5%); Украина в свою очередь полностью потеряла нишу на казахстанском рынке с 4 до микроскопических 0,1%.
Российские производители в Казахстане представлены такими брендами, как Vitek, Scarlett, Redmond и Polaris. Эти бренды стали популярными в первую очередь за счет своей дешевизны, так как большинство продукции фактически произведено в Китае либо собирается из импортных комплектующих. Однако отсутствие конкурентов из третьих стран создало благоприятные условия и для собственных российских брендов (Darina и De luxe, например).
Своего пока нет
Собственного производства бытовой техники в Казахстане практически нет. Электроника представлена заводом LG в Алматы, где собираются телевизоры одноименной марки. Чаще всего причинами такого положения дел называют скромный внутренний рынок, а также удаленность от основных производителей комплектующих и рынков сбыта. Аргументы таковы: малый внутренний рынок не дает инвесторам окупить производство, тогда как удаленность от поставщиков и покупателей приводит к удорожанию продукции.
Согласно данным комстата, в 2019 году в Казахстане не было произведено ни одного холодильника, стиральной машины, кухонной плиты или кондиционера.
Время от времени появляются сообщения о планах и намерениях по строительству в Казахстане заводов по производству бытовой техники. Так, о намерении построить завод по производству бытовой техники сообщали турецкие и египетские инвесторы.
Другая казахстанская компания – Forensis – в 2013 году успешно наладила импорт, а затем и сборку телевизоров под одноименным брендом. По словам главы компании Камиля Идрисова, предприятие продало 20 000 телевизоров, а также успело отгрузить первую партию телевизоров, собранных в Казахстане, тем самым получив официальный статус отечественного производителя. Затем, по его словам, девальвация 2014 года нанесла удар по бизнесу, так как произошло удорожание комплектующих, необходимых для сборки. Производство стало нерентабельным, и бизнес перестал существовать уже в 2015 году.
В 2018 году KazakhInvest сообщил о планах китайского производителя электроники «HKС» по строительству цеха по сборке телевизоров в Костанайской области. Запустить производство планировалось в 2019 году. По информации и.о. руководителя отдела инвестиционных проектов управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Костанайской области Темирбекова А.Б., в 2018 году была подписана трехсторонняя Дорожная карта между компанией HKC Corporation Ltd, АО «НК «KazakhInvest» и акиматом области по реализации проекта по производству электроники, однако в настоящее время окончательное решение по реализации проекта со стороны инвестора не принято.
Важно отметить, что пресловутая «отверточная сборка», несмотря на негативную коннотацию – вполне приемлемое решение. Например, большая часть производителей в Украине также начинали бизнес с банального импорта китайских товаров под собственными брендами. Многие продолжают придерживаться этой бизнес-модели (Ergo, например). Другие же перешли на «отверточную» сборку техники из импортных и собственных комплектующих (Mirta или Saturn). Однако активность предпринимателей в итоге дала толчок развитию отрасли в целом.
Можно заметить явную тенденцию роста бюджетной техники под самыми разными брендами. Покупатели все меньше обращают внимание на бренды и все больше руководствуются функционалом товара и его соотношением к цене. К сожалению, ниша бюджетной техники и электроники для дома уже занята российскими брендами, к тому же увеличивается импорт из Узбекистана. Однако надо понимать, что производители в этих странах пользуются огромными субсидиями и лоббированием со стороны государства. В таких условиях лучшим решением и преимуществом для Казахстана может быть умеренная поддержка государства без вреда для рыночных стимулов.