В Законе РК «О техническом регулировании» намерены прописать максимальное использование национальных стандартов.
Стандарты должны быть четче, механизмы – понятнее, продукция – безопасной. С такой целью в Казахстане планируется в текущем году подготовить проект Закона «О техническом регулировании». На расширенном заседании правительства глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил развивать национальную систему сертификации, «вернуть авторитет и доверие к национальным стандартам». О текущей ситуации и предлагаемых нововведениях корреспондент «Капитал.kz» побеседовал с председателем Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Арманом Шаккалиевым.
- Арман Абаевич, какие ключевые моменты будут в проекте Закона «О техническом регулировании»?
- Начнем с того, что ответственность всегда несет изготовитель. Второй основополагающий принцип – это максимальное использование стандартов. Потому что стандарты устанавливают уровень качества и безопасности, на них нужно ориентироваться. Свободный рынок дает производителям и импортерам большие возможности, но в то же время он им дает определенные рамки – каким требованиям продукция должна соответствовать. То есть государство через регулирование таких процессов устанавливает некие маркеры по безопасности, которые должны соблюдать производители. Касым-Жомарт Токаев не зря указал на то, что в погоне за прибылью безопасность продукции отошла на второй план. То есть товаропроизводители пытаются быстрее выйти на рынок, продать продукцию. Особенно это касалось импортной продукции. На коллегии министр торговли и интеграции Бахыт Султанов подчеркнул, что более 6 тыс. обращений было зафиксировано со стороны потребителей, из них порядка 80% касалось импортной продукции.
Поэтому законодательство, которое мы будем менять до конца года, призвано составить эффективный механизм допуска продукции на рынок. И здесь необходимы высокое качество работы наших лабораторий, достоверность испытаний. Я скажу, что сегодня порядка 60% продукции сопровождаются документами, которые, условно говоря, вызывают сомнения. Хотя в пищевой промышленности, по данным Минздрава, идет определенное снижение таких рисковых случаев.
Самое главное – в законе будет прописан эффективный механизм госконтроля. Чтобы не на полках «ловить» опасный товар, а ограничить его ввоз страну. Речь не идет о новых драконовских мерах, а о том, чтобы дать малому и среднему бизнесу, который занимается розничной торговлей, уверенность в безопасности и качестве его продукции.
- Потребители, да и сами производители могут увидеть список опасных продуктов?
- Сегодня в соответствии с наднациональным законодательством должен вестись реестр опасной продукции. Такого реестра пока не существует. Отдельно есть разрозненные данные: Минздрав вывешивает, Минсельхоз дает реестр опасных производств. Но нет интегрированной системы, где бы вы как потребитель вошли на сайт и увидели список вредных товаров. Вот закон и предусматривает создание такого реестра по итогам контроля.
Если закон будет принят до конца года и подписан главой государства, то в 2021 году будут правовые основы, и вопрос будет технически связан с интеграцией этих баз данных.
- Отдельно хотелось бы остановиться и на обеспечении безопасности лифтов и аттракционов. Какие меры будут предусмотрены?
- Принят национальный стандарт по лифтам. Раньше было 18 разных документов, в которых говорилось, как эксплуатировать лифт. Все это собрали в один документ, и этот стандарт будет использоваться как ссылка в законе «О промышленной безопасности». И он станет обязательным. Но это не значит, что мы ждем этот закон и ничего не делаем. Уже сегодня все, кто занимается лифтовым хозяйством, обязаны соответствовать стандартам. Мы совместно с ассоциацией лифтовиков Казахстана, акиматами, местными исполнительными органами, производителями провели большую работу, проинформировали, как исполнять стандарт. Он обязывает соблюдать требования по техническому освидетельствованию, по тому, как ведется журнал, ежедневный осмотр и т.д. Второй вопрос – кто будет контролировать. Например, в отношении промышленных лифтов контроль в Комитете промышленности, сектор аттракционов закреплен вроде бы за местными исполнительными органами. В то же время у МИО не было правового механизма контроля. По имеющейся информации, сегодня конкретное есть поручение правительства по тому, чтобы закрепить эту функцию за местными исполнительными органами. При введении в эксплуатацию аттракционов и батутов местные исполнительные органы создают комиссию, в составе которой представители СЭС, противопожарной службы, ДЧС. Они должны смотреть, как выполняется стандарт. В нем детально расписана техника безопасности – это отсутствие электропроводов вблизи батутов и других надувных изделий, которые могут вспыхнуть, ограничения по возрастной категории посетителей, порядок технического освидетельствования и подготовки специалистов.
- Какие отрасли, на ваш взгляд, остро нуждаются в ужесточении техрегулирования?
- Прежде всего, это экономика простых вещей: строительная индустрия, пищевая отрасль, легкая промышленность и мебельные изделия. В этих отраслях очень сильное давление некачественного импорта. Товар субститутов мы их называем – это вроде молоко, но не натуральное питьевое, а восстановленное. Это товар, при производстве которого используются заменители для удешевления. Он вроде бы безопасный, но невысокого качества. То есть вы от него не умрете, не отравитесь, но не можете рассчитывать на длительную эксплуатацию. Поэтому здесь речь о новом уровне качества. Увеличились возможности потребителя, должны быть и повышенные требования. Допустим, вы купили микроволновку – она не должна у вас сгореть после 5 тыс. часов работы. Закон «О техрегулировании», который, как сказал президент, устарел, как раз и должен отвечать новым вызовам. За 10 лет насколько технологии изменились, культура повысилась. Не может же старый закон регулировать новые отношения.
- Оправдана ли отмена ряда проверок в отношении бизнеса?
- Мораторий на проверки не применяется в отношении наших подконтрольных организаций, тех, кто занимается экспертизой и выдачей сертификатов качества. Поэтому нас хорошая возможность повлиять на субъекты предпринимательства через экспертные организации. Если производитель стройматериалов выпустил некачественный цемент и получил сертификат, якобы подтверждающий его высокое качество, то мы можем проверить того, кто выдал документ и через него отозвать сертификат. И соответственно, пресечь оборот некачественного цемента.
- Какое количество стандартов планируется ввести в ближайшее время?
- В 2020-2021 годах 1 тыс. национальных стандартов будут введены в действие. В среднем срок вступления в силу стандартов – это один год. Но в некоторых случаях мы вводили стандарты за 10-15 дней или за один месяц. То есть все зависит от актуальности задачи.