В Казахстане намерены ввести административную ответственность за нарушение потребительских прав. Такие меры предусмотрены в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Если документ примут, нарушители будут выплачивать штрафы, а жалобы будут систематизированы и отображены в единой базе данных. По мнению председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Азамата Ахметова, это повысит уровень казахстанского сервиса, качество товаров и услуг, возрастет социальная и материальная ответственность бизнеса. При этом большое внимание будет уделяться досудебному урегулированию споров.
- Азамат Куатулы, хотелось бы начать с истории вопроса. Почему возникла необходимость выведения защиты прав потребителей в отдельный комитет?
- Повышение качества жизни населения неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей. От защищенности потребителей зависит и развитие предпринимательства. На сегодня в республике наблюдается слабая защищенность потребителей. Поэтому 17 июня 2019 года указом главы государства создано министерство торговли и интеграции с передачей ему функций и полномочий министерства национальной экономики в области защиты прав потребителей. В реализацию данного указа постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 создан Комитет по защите прав потребителей при Министерстве торговли и интеграции. Основная миссия комитета – формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей. В настоящее время перед комитетом определены две основные задачи: обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
- Комитет разработал проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Каковы базовые нормы этого документа?
- В законопроекте мы закрепляем 8 базовых положений: закрепление институциональной системы защиты прав потребителей; введение треехступенчатой системы рассмотрения жалоб; законодательное закрепление институтов досудебного рассмотрения споров и перечня представителей потребителя; создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей; усиление роли уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей; создание Межведомственного совета по защите прав потребителей; ужесточение ответственности участников системы защиты прав потребителей; поддержка неправительственных организаций и гражданского общества в сфере защиты прав потребителей.
В настоящее время законопроект внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
- Можете подробнее рассказать о трехступенчатой системе рассмотрения жалоб и как она поможет в защите прав покупателей?
- Здесь мы предлагаем на первом уровне ввести обязательное рассмотрение жалобы продавцом. При этом устанавливается 10-дневный срок ее рассмотрения, а также обязанность размещения контактов уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. В случае игнорирования жалобы со стороны недобросовестного предпринимателя предусмотрена возможность привлечения его к ответственности.
На втором уровне жалоба поступает либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. При этом законопроектом регламентированы сроки и порядок направления, а также рассмотрения жалоб. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке.
И третий уровень – это, безусловно, подача жалобы в суд. Таким образом, большая часть споров будет разрешена на первой ступени, то есть на стадии обсуждения с продавцом, что существенно повысит его социальную ответственность перед обществом и материальную перед покупателем.
- Вы также предлагаете создать Единую информационную систему приема жалоб. Как она будет работать и для чего вообще создавать такую систему?
- Да, в рамках законопроекта, который сейчас обсуждается, предлагается создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей (ЕИС). Она будет работать по принципу «одного окна». Цель создания такой системы – концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте, упрощение и удешевление процедур подготовки жалоб и направления ее в компетентные органы, а также оцифровка всех обращений и результатов их рассмотрения.
Для удобства потребителей в ЕИС будет размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, а также перечень и контакты «защитников». Кроме того, система обеспечит доступ к любому субъекту досудебного регулирования или госоргану. В условиях новой цифровой реальности предлагаемая в законопроекте автоматизация процесса подачи и рассмотрения жалоб поэтапно трансформируется в масштабную онлайн-платформу быстрого и дешевого разрешения спора по принципу «здесь и сейчас». А сбор и обработка поступающей информации станут неисчерпаемым источником для формирования эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
- А какие меры будут принимать в отношении предпринимателей, которые нарушили права потребителей?
- Для нас в приоритете профилактический контроль без посещения субъекта контроля. При этом возможность наложения штрафных санкций возникает только в случае неисполнения недобросовестными предпринимателями сначала рекомендаций об устранении нарушений, а потом предупреждений о возможном привлечении к ответственности с наложением штрафа.
Штрафные санкции введены за наиболее значимые для потребителя нарушения (10-50 месячных расчетных показателей), такие как: неинформирование потребителя о возможности защитить свои нарушенные права путем обращения к предпринимателю, уполномоченному органу или субъектам досудебного рассмотрения потребительских споров (с размещением их контактов); непредоставление письменного ответа на претензию потребителя в установленный законодательством срок; несвоевременный обмен товара или возврат денег. Также предусмотрены санкции за несоблюдение требований в сфере торговой деятельности, направленные на допуск злостных недобросовестных продавцов к местам реализации товаров населению (на рынках) и реализацию незаконно добытых товаров бывших в употреблении.
- Какими полномочиями будут наделены общественные объединения?
- В профилактических целях общественные объединения потребителей будут наделены компетенцией по осуществлению общественного контроля путем: посещения мест реализации товара (работы, услуги), доступных для потребителей; осуществления общественного закупа товара (работы, услуги); применения фото-, аудио-, видеофиксации действий, совершаемых при посещении мест реализации товара (работы, услуги), доступного для потребителей с учетом норм действующего законодательства Республики Казахстан; проведения мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности и уровня информированности потребителей о возможностях защиты своих прав и законных интересов.
- В результате какие изменения вы ожидаете после принятия законопроекта?
- Принятие законопроекта повлечет положительные изменения в вопросе защиты прав потребителей. Например, повсеместно повысится правовая грамотность, усилится роль институтов досудебного регулирования и «защитников» потребителей, активизируются общественные объединения потребителей, существенно возрастет социальная и материальная ответственность бизнеса. При всем этом улучшится качество товаров, работ и услуг.