USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.20$
+0.070
BTC
68049.80$

Восемь мер защитят права потребителей

О новшествах рассказал председатель Комитета по защите прав потребителей Азамат Ахметов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Восемь мер защитят права потребителей - Kapital.kz

В Казахстане намерены ввести административную ответственность за нарушение потребительских прав. Такие меры предусмотрены в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Если документ примут, нарушители будут выплачивать штрафы, а жалобы будут систематизированы и отображены в единой базе данных. По мнению председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Азамата Ахметова, это повысит уровень казахстанского сервиса, качество товаров и услуг, возрастет социальная и материальная ответственность бизнеса. При этом большое внимание будет уделяться досудебному урегулированию споров.

 - Азамат Куатулы, хотелось бы начать с истории вопроса. Почему возникла необходимость выведения защиты прав потребителей в отдельный комитет?

- Повышение качества жизни населения неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей. От защищенности потребителей зависит и развитие предпринимательства. На сегодня в республике наблюдается слабая защищенность потребителей. Поэтому 17 июня 2019 года указом главы государства создано министерство торговли и интеграции с передачей ему функций и полномочий министерства национальной экономики в области защиты прав потребителей. В реализацию данного указа постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 создан Комитет по защите прав потребителей при Министерстве торговли и интеграции. Основная миссия комитета – формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей. В настоящее время перед комитетом определены две основные задачи: обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

 - Комитет разработал проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Каковы базовые нормы этого документа?

- В законопроекте мы закрепляем 8 базовых положений: закрепление институциональной системы защиты прав потребителей; введение треехступенчатой системы рассмотрения жалоб;  законодательное закрепление институтов досудебного рассмотрения споров и перечня представителей потребителя; создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей; усиление роли уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей; создание Межведомственного совета по защите прав потребителей; ужесточение ответственности участников системы защиты прав потребителей; поддержка неправительственных организаций и гражданского общества в сфере защиты прав потребителей.

В настоящее время законопроект внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

- Можете подробнее рассказать о трехступенчатой системе рассмотрения жалоб и как она поможет в защите прав покупателей?

 - Здесь мы предлагаем на первом уровне ввести обязательное рассмотрение жалобы продавцом. При этом устанавливается 10-дневный срок ее рассмотрения, а также обязанность размещения контактов уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. В случае игнорирования жалобы со стороны недобросовестного предпринимателя предусмотрена возможность привлечения его к ответственности.

На втором уровне жалоба поступает либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. При этом законопроектом регламентированы сроки и порядок направления, а также рассмотрения жалоб. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке. 

И третий уровень – это, безусловно, подача жалобы в суд.  Таким образом, большая часть споров будет разрешена на первой ступени, то есть на стадии обсуждения с продавцом, что существенно повысит его социальную ответственность перед обществом и материальную перед покупателем.

- Вы также предлагаете создать Единую информационную систему приема жалоб. Как она будет работать и для чего вообще создавать такую систему?

- Да, в рамках законопроекта, который сейчас обсуждается, предлагается создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей (ЕИС). Она будет работать по принципу «одного окна». Цель создания такой системы – концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте, упрощение и удешевление процедур подготовки жалоб и направления ее в компетентные органы, а также оцифровка всех обращений и результатов их рассмотрения.

Для удобства потребителей в ЕИС будет размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, а также перечень и контакты «защитников». Кроме того, система обеспечит доступ к любому субъекту досудебного регулирования или госоргану. В условиях новой цифровой реальности предлагаемая в законопроекте автоматизация процесса подачи и рассмотрения жалоб поэтапно трансформируется в масштабную онлайн-платформу быстрого и дешевого разрешения спора по принципу «здесь и сейчас». А сбор и обработка поступающей информации станут неисчерпаемым источником для формирования эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

 - А какие меры будут принимать в отношении предпринимателей, которые нарушили права потребителей?

- Для нас в приоритете профилактический контроль без посещения субъекта контроля. При этом возможность наложения штрафных санкций возникает только в случае неисполнения недобросовестными предпринимателями сначала рекомендаций об устранении нарушений, а потом предупреждений о возможном привлечении к ответственности с наложением штрафа.

Штрафные санкции введены за наиболее значимые для потребителя нарушения (10-50 месячных расчетных показателей), такие как: неинформирование потребителя о возможности защитить свои нарушенные права путем обращения к предпринимателю, уполномоченному органу или субъектам досудебного рассмотрения потребительских споров (с размещением их контактов); непредоставление письменного ответа на претензию потребителя в установленный законодательством срок; несвоевременный обмен товара или возврат денег. Также предусмотрены санкции за несоблюдение требований в сфере торговой деятельности, направленные на допуск злостных недобросовестных продавцов к местам реализации товаров населению (на рынках) и реализацию незаконно добытых товаров бывших в употреблении.

- Какими полномочиями будут наделены общественные объединения?

- В профилактических целях общественные объединения потребителей будут наделены компетенцией по осуществлению общественного контроля путем: посещения мест реализации товара (работы, услуги), доступных для потребителей; осуществления общественного закупа товара (работы, услуги); применения фото-, аудио-, видеофиксации действий, совершаемых при посещении мест реализации товара (работы, услуги), доступного для потребителей с учетом норм действующего законодательства Республики Казахстан; проведения мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности и уровня информированности потребителей о возможностях защиты своих прав и законных интересов.

- В результате какие изменения вы ожидаете после принятия законопроекта?

 - Принятие законопроекта повлечет положительные изменения в вопросе защиты прав потребителей. Например, повсеместно повысится правовая грамотность, усилится роль институтов досудебного регулирования и «защитников» потребителей, активизируются общественные объединения потребителей, существенно возрастет социальная и материальная ответственность бизнеса. При всем этом улучшится качество товаров, работ и услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.