Внедрение обязательной цифровой маркировки в Казахстане приведет к повышению цен на товары более чем на 10%. Так считают представители бизнес-ассоциаций производителей пищевой продукции, торговли и малого бизнеса, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Инициативу обозначить определенные категории продукции уникальными цифровыми контрольно-идентификационными кодами выдвинули в 2014 году в России. Наносить электронные коды на потребительскую упаковку в рамках Таможенного союза предложили для контроля над оборотом товаров, авторы инициативы ожидали снижения контрафактной и контрабандной продукции на рынке, а также повышения собираемости налогов.
«Технологически эти коды будет сложно нанести. Оборудование, которое будет использоваться, высокотехнологичное и дорогое. Например, в России стоимость одного кода составляет 50 копеек без НДС. Сколько будут стоить коды в Казахстане, пока не известно, но они будут наноситься на платной основе», - сказал на пресс-конференции представитель Молочного союза РК по южному региону, член экспертной группы Союза Динмухамед Айсаутов.
В Казахстане проводится «пилотное» внедрение маркировки на табачные и меховые изделия и обувь, а также фармацевтические препараты.
«В Казахстане запущены пилотные проекты. Окончательного списка предприятий и отраслей, которые будут охвачены инициативой, пока нет. Но РФ очень сильно напирает на повсеместное и широкомасштабное внедрение маркировки, к 2024 году ей планируется охватить все товарные категории. Поэтому сегодня собралось столько ассоциаций, желающих привлечь внимание общественности к этой проблеме», - отметил эксперт.
Динмухамед Айсаутов подчеркнул,
что основное беспокойство предпринимателей связано с тем, что в итоге могут подорожать продовольственные товары.
По словам исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков» Алии Мамытбаевой, по предварительным подсчетам экспертов ориентировочная стоимость комплекта оборудования и программного обеспечения для нанесения маркировки составит от 128,4 млн тенге до 428, 4 млн тенге, для крупного производителя с 5 и более производственными линиями. Для среднего производителя с 2-3 производственными линиями – от 51,6 млн тенге до 171,6 млн тенге. Для малого производителя – штучное производство, объемом до 10-20 тыс. единиц продукции в год (при отсутствии производственных линий) – от 1,6 млн тенге.
«Установление этой системы должно быть добровольным решением, как это было в международной практике. Эта система появилась для категории товаров с высоким уровнем контрафакта. Например, к такой категории относятся шубы», - отметила Алия Мамытбаева.
Удорожание продукта произойдет на каждом этапе, считает президент ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана» Абишев Нурсадык.
«Малый и редний бизнес не потянет покупку такого оборудования. Это приведет к удорожанию продукции, снижению конкурентоспособности. Только существующие торговые точки должны будут докупить сканеры, считывающие цифровой код с упаковки, на 5 млрд тенге», - добавил Абишев Нурсадык.
Участники встречи, ориентируясь на российские данные, посчитали, что стоимость контрольно-идентификационных знаков, наносимых ежегодно на 7 категорий товаров, составит 19 млрд тенге и будет превышать весь собираемый в стране налог на землю (по данным комитета по статистике РК, земельный налог в 2018 году составил 17 млрд тенге).
Сертифицированный ВОЗ эксперт в области «Холодовой Цепи» и надлежащей практики дистрибуции лекарственных средств Андрей Кухаренко рассказал о проблемах, с которыми столкнулись в России в результате внедрения цифровой маркировки.
«В России этот проект осуществляется с 2017 года. При этом ситуация с лекарственным обеспечением в стране оставляет желать лучшего. Что такое 50 копеек? Это стоимость кода, а не стоимость его нанесения. За считывание кода фармкомпании платят 2,5 рублей. Поэтому дешевизна маркировки под огромным вопросом, - говорит эксперт. - Смерть малого бизнеса – абсолютно ожидаемый результат после ее введения. Победить фальсификацию маркировкой невозможно».
Другими последствиями эксперты называли снижение инвестиционной
привлекательности республики из-за нового нетарифного барьера для движения
товаров, повышение потребительских цен, а также срыв
государственных программ развития производства в стране.