Казахстанской продукции на сегодня непросто конкурировать с импортными товарами даже на внутреннем рынке. Но отечественные компании, считают эксперты, должны быть готовыми к битве за «полку» в магазинах и на рынках страны. Имеющаяся на сегодня доля импортных товаров на внутреннем рынке говорит о том, что победить, при имеющейся конкуренции, будет весьма не просто. Вероятнее всего, основная поддержка казахстанским производителям будет оказана государством в рамках «экономики простых вещей» за счет госзаказа.
Правда, как на внутреннем, так и внешнем рынках бороться казахстанским производителям с недорогим импортом из КНР, ЕАЭС и других азиатских стран будет еще сложнее. Кроме того, существует традиционный риск того, что за казахстанскую продукцию будет выдаваться импортная с очень невысоким уровнем локализации. Условно говоря, с наклеенными этикетками «Сделано в Казахстане».
«Данная ситуация удобна многим заинтересованным сторонам. Например, от изготовителей подобной продукции, которые смогут получать преференции, пользуясь статусом казахстанского производителя, до ответственных за реализацию импортозамещения ведомств, в отчетах которых объем казахстанской продукции и ее доля на рынке будут расти», – убежден Вячеслав Додонов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник «Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК».
По итогам трех кварталов текущего года максимальные объемы импорта приходятся на Россию, Китай, Корею, Италию и Германию. Ввоз товаров из России составил 35% от всего импорта в Казахстан. При этом доля практически не меняется – в 2012 году она была 36,6%, в 2013-м – 36,8%, в 2016-м – 36,6%. Доля Китая за последние семь лет также менялась несильно и находится в интервале 16-17%. То есть статистика не фиксирует увеличения доли этих стран.
«Для того чтобы казахстанские товары не вытеснялись импортом, необходимо чтобы росла их конкурентоспособность. Как минимум по одному из двух ключевых направлений – по цене или по качеству. Можно, конечно, обеспечить поддержку отечественному производству и стимулированием со стороны государства – отдавать приоритет при госзаказе, предоставлять налоговые льготы, субсидировать кредитные ставки для производителей и покупателей и прочее. К слову, часть таких мер уже применяется. Но при этом надо помнить, что в конечном итоге такого рода субсидирование оплачивают налогоплательщики, и в то же время стоит учесть потребность балансирования бюджетных расходов, так как льготы для бизнеса осуществляются из того же источника, что и социальные выплаты. То есть здесь и возникает вопрос приоритетов государственной поддержки», – говорит Вячеслав Додонов.
Статистики, что казахстанские товары вытесняются импортными, на сегодня нет. В целом имеются исследования по отдельным товарным позициям, и по многим из них доля отечественной продукции растет. Например, это относятся к автопрому. Что касается выхода казахстанских товаров на российские и другие зарубежные полки, то вопрос конкурентоспособности остается самым актуальным. При этом многие отечественные товары присутствуют на российских полках, и попали они на них после формирования ТС и ЕАЭС, но об этом, отмечает Вячеслав Додонов, почему-то не принято говорить. В то же время примеры ограничения поставок по самым разным причинам, включая несоответствие качеству, широко освещаются, создавая тем самым впечатление постоянного ущемления казахстанских товаропроизводителей.
Непопадание отдельных товаров на отдельные полки – это в основном проблема бизнеса, а не межгосударственных отношений. Какой-то торговой сети не подходят качество, упаковка, сроки. Но из этого делаются обобщенные выводы о невозможности поставок. «Далеко не каждый казахстанский товар может попасть на полки всех отечественных магазинов по этим же причинам. В то же время не каждый российский товар присутствует в федеральных торговых сетях. Это нормально. Для того чтобы пробиться к покупателю, товар должен обладать широким спектром качеств, делающих его привлекательным для всех участников цепочки, включая оптовиков, торговые сети, мелкую розницу – это азбука бизнеса в любой стране и в любом интеграционном объединении. Поэтому ответ на вопрос о доступе на тот или иной рынок, включая казахстанский, очень простой – повышать конкурентоспособность товара», – советует главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК.
Алматы – как показатель
Палатой предпринимателей «Атамекен» Алматы проведен анализ импорта товаров в мегаполис. За 1 полугодие 2019 года объем импорта в город составил $6,15 млрд – это 35,6% от общего объема внешней торговли страны ($17,1 млрд). Если сравнивать с тем же периодом прошлого года ($6,18 млрд), то наблюдается снижение на 0,4%. При этом за 2018 год объем импорта Алматы составил $12,9 млрд. Это 38,3% от общего объема внешней торговли Казахстана ($33,7 млрд). Основными странами-импортерами являются Россия – 34%, Китай –32%, США – 7% и Турция – 5%.
Из 10 тыс. ввозимых товаров больше всего в Алматы импортируются лекарственные средства, сотовые телефоны и автотранспортные средства. Как отмечает директор Палаты предпринимателей Нариман Абильшаиков, некоторые из этих товаров либо невозможно произвести на территории Казахстана, либо объем производства не позволяет покрыть спрос рынка.
«Например, импорт продукции пищевой промышленности за 1 полугодие 2019 года в Алматы составил $453,5 млн. Мы исследовали более 500 товаров, и из получившегося списка убрали ту продукцию, которую в нашей стране производить невозможно. Например, это экстракты и концентраты кофе, которые импортируются на $12,4 млн. В результате получился список товаров с наибольшим потенциалом для импортозамещения. На первом месте шоколад и прочие пищевые продукты, содержащие какао, на втором – кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао, и на третьем – детское питание, расфасованное для розничной продажи. Замыкают пятерку товаров воды, включая минеральные и газированные, и хлеб и мучные кондитерские изделия», – поделился аналитикой Нариман Абильшаиков.
Они к нам, а мы – к ним?
Параллельно с задачами по импортозамещению в стране активно реализуются и проекты по наращиванию экспорта несырьевых товаров. С учетом принятых государственных программ, в частности Национальной экспортной стратегией, доля несырьевого экспорта страны должна вырасти в 1,5 раза к 2022 году – до $31,8 млрд (в 2016 году – 12,8 млрд). Также предполагается оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров. Например, количество экспортно ориентированных компаний, которым оказана финансовая поддержка, в 2022 году должно составить 450. Количество экспортеров, которым оказана нефинансовая поддержка в 2022 году должно составить 650.
«Я не уверен, что целевой индикатор по объему несырьевого экспорта будет достигнут, но сам факт постановки соответствующих задач свидетельствует о том, что осознание важности проблемы имеется и меры принимаются. Здесь стоит учесть, что географическое положение Казахстана является препятствием для развития экспорта, поскольку РК не имеет выхода к морю, которое остается основным транспортным маршрутом», – отметил в заключение Вячеслав Додонов.