Министерство национальной экономики Казахстана разрабатывает систему бонусов от государства для физлиц за безналичные платежи. Проект «налоговый cashback» призван их стимулировать, расширить налоговую базу и упростить процесс уплаты налогов. В НПП «Атамекен» считают, что механизм действительно позволит реализовать задуманные задачи. Основатель BeInTech Багдат Мусин при этом уточняет, что налоговый cashback больше необходим предпринимателям, а не потребителям товаров и услуг, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В начале ноября вице-министр финансов Руслан Енсебаев пояснил, что проект «налоговый бонус» стартует в пилотном режиме уже в следующем году, а с 2021 года ведомство намерено масштабировать это решение на всю страну. «0,5% – налоговый бонус. Мы пока прорабатываем данный вопрос. Мировая практика показывает, что это хороший действенный механизм», – сказал он. По словам Руслана Енсебаева, налоговый бонус позволит мотивировать население платить с помощью платежных карт или наличными с получением фискальных чеков, чтобы налоговые органы могли видеть оборот предпринимателей и компаний. «Прорабатываем, какая часть от стоимости покупки будет поступать в личный кабинет, то есть налоговый кошелек», – рассказал Руслан Енсебаев.
По мнению основателя BeInTech Багдата Мусина, сегодня банки выплачивают кэшбеки по безналичным операциям, и такие операции демонстрируют впечатляющий рост. То есть дополнительно стимулировать покупателей уже смысла нет, тем более давать кэшбек за наличные операции.
«Конечная цель – чтобы всем
было выгодно. Казахстанцы покупают товар или услугу, бизнесмен, зная,
что ему предусмотрен cashback, выбивает чек, а государство, как
результат, получает налоговые выплаты в бюджет. Но надо стимулировать не
покупателей, а предпринимателей. По мелким суммам большинство покупателей не станет
заморачиваться фотографированием чеков. По крупным суммам - многие не
захотят показывать их государству. Предприниматель же, наоборот, будет заинтересован фиксировать каждую продажу, даже мелкую», - считает он.
По сути, налоговый кэшбек для покупателя предполагает дополнительный инструмент
контроля, но если чек не выдан, то нет и контроля. «Смысла контролировать
предпринимателя после выдачи чека нет», - считает Багдат Мусин.
Он добавляет, что бизнес-среда получит мощный импульс к развитию в условиях освобождения от налогов на три года. «А если развернуть
кэшбек на предпринимателей, то эффект появится уже в том же году. Сейчас
самый благоприятный момент, чтобы воспитать культуру ведения
бизнеса в плане вывода его из серой бухгалтерии. Надо предпринимателям
показать, что в стране есть инструменты, которые им выгоднее, чем вести
неофициальную бухгалтерию. И в этом плане налоговый cashback стал бы
явным примером лояльности государства к бизнесу. То есть данный механизм
подходит именно предпринимателям: бизнесмену дают послабления за то,
что он выбивает покупателю чек», - поясняет свою позицию Багдат Мусин.
В целом бумажный чек фиксирует кэшевую транзакцию, и любые механизмы навести прозрачность в экономике, где кэш преобладает, будут заканчиваться ничем, подчеркивает основатель BeInTech. В мире в среднем увеличение на 20-30% cashless -экономики дает прирост 1% к ВВП. «Перевод на онлайн-транзакции намного эффективнее всех других мер для пополнения бюджета. Ни одна страна запуском налогового cashback или распространением теории требования чеков не укрепила свою экономику», - считает спикер.
В Палате предпринимателей «Атамекен» Алматы отмечают, что использование cashback имело положительное влияние на цифровизацию во всех странах мира. В США развитие использование платежных карт и онлайн-торговли произошло именно благодаря cashback. В частности, семьи в США могут вернуть до 1000 долларов в год. А учитывая то, что государство заинтересовано в цифровизации, так как это облегчит налоговое администрирование, необходимость внедрения данной инициативы очень высока. Другой плюс для государства, утверждают в Палате предпринимателей, сокращение расходов на производство, распространение и хранение денег, так как расходы по данным статьям могут доходить до 1,5% ВВП.
«Я не могу озвучить примеры использования данного механизма именно с участием государства. Но могу отметить, что данный опыт применяется в Японии с 1 октября 2019 года, - говорит Даулет Асылбеков, начальник отдела аналитики и реализации программ Палаты предпринимателей города Алматы. - Также хочу отметить, что в Швеции, Корее и Индии, рост безналичных платежей привел к росту налоговых поступлений и росту экономики».
Даулет Асылбеков отмечает, что, во-первых, благодаря работе, проведенной казахстанскими банками второго уровня, была организована первоначальная работа по увеличению интереса населения к использованию безналичных платежей. Во-вторых, у государства есть большой интерес в цифровизации из-за относительной легкости администрирования бизнес-процессов. В-третьих, данное стимулирование может привести к росту ВВП из-за увеличения потребления. К тому же эта мера необходима, для того чтобы Казахстан «успел на отбывающий поезд» тех стран, которые в данном вопросе страну уже обогнали.
По мнению НПП «Атамекен», чтобы заинтересовать бизнес в выводе теневых оборотов, необходимо использовать не репрессивные, а стимулирующие механизмы. Способствовать выходу из тени объектов торговли может фискальная политика, предоставляющая налоговые льготы бизнесу, использующему безналичный расчет. То есть должен быть запущен рыночный механизм, а у предпринимателя должен остаться выбор.
Как показывает анализ НПП, малому бизнесу не хватает необходимых знаний для развития. Возможно, МСБ не против совершенствовать учет, находить новых поставщиков, участвовать в государственных программах, но у него нет необходимых компетенций. Поэтому НПП «Атамекен» уже давно выступает с инициативой внедрения механизма налогового cashback и проводит разъяснительные работы с предпринимателями по данному вопросу.
«Ранее на площадке НПП «Атамекен» проводилось обсуждение данного вопроса во время заседаний Комитета МСБ. По данному вопросу даже было разделение мнений среди предпринимательского сообщества. Также в прошлом году было проведено исследование, где его объектами стали более тысячи магазинов у дома и салонов красоты в Алматы и Алматинской области. Результаты показали, что малый бизнес крайне редко обслуживает клиентов по безналичному расчету: всего 7% торговых точек имеют POS-терминалы, 35% не имеют контрольно-кассовых машин, у 14% не налажена автоматизация бизнес-процессов, и лишь в 7% магазинов выдают чеки», - отмечает начальник отдела аналитики и реализации программ Палаты предпринимателей.
Из полученных НПП «Атамекен» данных понятно, что предприниматели не будут торопиться автоматизировать процессы, пока не почувствуют выгоды с точки зрения прибыли и убытков. Поэтому задача государства - на конкретных примерах показывать плюсы от установки программного оборудования и расширять стимулирующие меры для выхода предпринимателей из тени.
Новость
о том, что покупатель в Казахстане сможет получать определенный процент
от суммы товара или услуги, в июне 2019 года озвучил министр
национальной экономики Руслан Даленов. «По безналичным расчетам мы
прорабатываем вопрос, чтобы те, кто
расплачивается картой в торговых сетях, получал от государства бонус на
свой "налоговый кошелек", чтобы этим бонусом можно было уплатить другие
налоги либо покупать товары», - сказал Руслан Даленов.