Фактически любую смелую идею сегодня можно реализовать при помощи краудфандинговых платформ. Для финансовых организаций это также возможность дополнительного фондирования. Краудфандинг или, как его еще называют, народное финансирование – понятие, которое пришло к нам с Запада, хотя принцип взаимопомощи – асар, известен в Казахстане очень давно. По сути, речь идет о том, что, публикуя на специальной площадке – краудфандинговой платформе идею своего проекта, человек бросает клич, и все желающие, то есть те, кто разделяет позицию автора идеи, могут финансово помочь ему в ее реализации.
Как это работает
Цели могут быть разными – социальный проект, выход музыкального альбома, профессионально записанного на студии, либо запуск совершенно нового коммерческого продукта «с нуля». В Америке краудфандинг, как инструмент поиска финансирования для запуска уникальных стартапов, очень популярен и служит экономике страны в качестве дополнительного независимого источника фондирования.
В отличие от классического долгового финансирования краудфандинг зачастую не предусматривает возврат денег: как правило, люди, отправившие свои пожертвования, могут рассчитывать на какие-то подарки и бонусы, связанные с проектом, но не более того. Это как раз тот случай, когда деньги жертвуются не ради прибыли, а по идейным соображениям.
Впрочем, когда речь идет о коммерческих проектах, краудфандинговая модель работает несколько иначе, и здесь, пожалуй, более корректно будет называть привлечение дополнительных средств для финансирования текущей деятельности компании не столько краудфандингом, сколько краудинвестингом.
Реальный подобный кейс – это недавнее фондирование компании ID Finance на известной европейской краудфандинговой площадке Crowdcube. Для финансовой группы это стало первым подобным опытом, но успешным – всего за несколько минут с момента старта кампании ID Finance привлекла свыше €1,8 млн, за неделю – более €2 млн, а за две – €4,9 млн. При том, что заявленной цельюбылособрать €2,3 млн. Иными словами, интерес к бизнесу компании, специализирующейся на работе с большими данными, кредитном скоринге и цифровых финансах, как и вера инвесторов в то, что выстроенная бизнес-модель работает эффективно – очевиден.
Взамен вложенных денег инвесторы получили долю в компании, которая сегодня оценивается на рынке в €90 млн, что равно одной годовой выручке. Однако средний мультипликатор по финансово-технологической отрасли в последний год равнялся трем-пяти выручкам, а некоторые проекты привлекали инвестиции в капитал при четырнадцатикратной выручке. Особенность такого фондирования в том, что оно по сути венчурное. Заработать инвесторы смогут на том, что капитализация компании вырастет, и они смогут реализовать свои доли при последующих инвестраундах или выходе компании на IPO.
Как показывает международный опыт, народное» финансирование – это отличная возможность заработать не только для опытных инвесторов, но и шанс с выгодой вложить свои средства практически для любого человека.
К примеру, ранее потенциал Crowdcube с выгодой использовали быстрорастущий стартап Revolut, онлайн-банк Monzo и финтех-компания из Лондона Curve. Первые два на момент привлечения средств на Crowdcube оценивались значительно меньше, чем участие инвесторов стоит сейчас – в 29 и 63 раз соответственно.
Почему это важно для Казахстана
Портрет инвестора, который вкладывается в финтех-компанию на краудфандинговой площадке, достаточно размыт. Им может быть как профессиональный игрок, так и представитель другой финтех-компании, которая хорошо разбираются в этой бизнес-модели, а также сотрудник самой компании и просто розничный инвестор, то есть те, для кого банковского депозита уже недостаточно, но кто пока не располагают необходимыми ресурсами для осуществления крупных инвестиций.
В этом смысле краудфандинговая платформа способна обеспечить равные с институциональными инвесторами возможности широкому кругу игроков, стремящихся заработать на быстрорастущем рынке. Тем не менее для рынка финтех-услуг в СНГ, как и для финансового сообщества в целом, подобное успешное привлечение средств посредством краудфандинга – это сигнал о том, что диверсифицировать источники фондирования можно и при помощи такого не конвенционального для постсоветских стран способа. как народное финансирование.
Так, в южноамериканских странах существует устойчивый спрос на услуги кредитования, который привычные институты, включая банки, удовлетворить не могут. К примеру, в Мексике, согласно статистике Всемирного банка, при численности населения более 135 млн человек, 61% граждан не имеют доступа к услугам традиционной банковской системы. В соседней Бразилии аналогичный показатель составляет 40%.
Косвенно правильность стратегии финтех-компании подтверждают и прогнозы инвестиционного банка Goldman Sachs. По его оценкам, в ближайшие 10 лет совокупная выручка финтех-компаний только в одной Бразилии превысит $24 млрд. Ожидается, что наибольшее распространение в регионе получат онлайн-платежи, кредитование и PFM-сервисы (Personal Finance Management), нацеленные на управление личными финансами. Оценивая перспективы финтех-индустрии в Мексике на ближайшую декаду, стартап-акселератор Finnovista утверждает, что финтех-игроки здесь могут занять до 30% рынка.
Стоит отметить, что для достижения таких амбициозных целей используется краудфандинг. К сожалению, в Казахстане, как и России, где уже не один год активно работают такие известные площадки, как Planeta и Boomstarter, краудфандинг как инструмент зачастую ассоциируется с благотворительностью, с понятием «жертвовать деньги», не сулящим взамен ничего, и вообще считается чем-то не очень модным.
Примером того, к чему можно было бы стремится как самим площадкам, так и потенциальным донаторам, спонсорам или инвесторам, то есть тем, благодаря кому собственно вся эта система и работает, могут служить такие платформы, как Crowdcube, Seedinvest и Kickstarter. Эти площадки активно используются для реализации различных творческих проектов, особенно Kickstarter, однако это еще и эффективный инструмент финансирования изначально коммерческих проектов, где стартап получает доступное финансирование, а спонсор или инвестор – возможность первым получить уникальный товар или просто заработать на капитализации стартапа.
Для самих же компаний венчурный краудфандинг – это еще один источник фондирования, способный улучшить структуру капитала, снижая давление на него долговых обязательств. Как результат – бизнес получает новый импульс, его финансовые показатели демонстрируют позитивную динамику, и в глазах потенциального инвестора привлекательность проекта значительно возрастает.
Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva