Встреча президентов Казахстана и Украины в стенах ООН, в Нью-Йорке, стала первой на уровне глав государств двух стран с момента избрания Касым-Жомарта Кемелевича Токаева и Владимира Александровича Зеленского. Лидеры встали у руля государств относительно недавно и, судя по сделанным заявлениям, нынешние президенты двух стран намерены контактировать значительно чаще. Так, они обменялись не только взаимными поздравлениями по случаю избрания друг друга на высшие государственные посты, но и приглашениями посетить страну с официальным визитом в ближайшее время.
В плане организации двусторонних деловых контактов в формате казахстанско-украинских бизнес форумов сентябрь 2019 г. был очень насыщен. Так, 5 сентября 2019 года в столице, Нур-Султане, состоялся бизнес-форум: «Украина – Казахстан, Центральная Азия». Уже 19 сентября по инициативе Внешнеторговой палаты Казахстана бизнес делегация посетила проходивший уже на украинской территории бизнес форум, в котором приняли участие более 120 предприятий двух стран.
Значит ли это, что ряд измерений от личных деловых отношений до интересов экономик стран в регионе, станет мощным импульсом для бизнес активности казахстанских и украинских предпринимателей?
Экономические причины
В Казахстане и на Украине многими бизнесменами последние события были восприняты как шанс для развития нового этапа торговых отношений. Простые обыватели при этом в большинстве своем не в курсе как на сегодняшний день обстоит казахско-украинская деловая специфика, так и в реальной ситуации в экономических векторах развития двух стран. Но обо всем по порядку.
Согласно официальной статистике Комитета Государственных Доходов Министерства Финансов Республики Казахстан (КГД МФ РК), с каждым годом прочность торговых связей между Казахстаном и Украиной подвергается серьезным испытаниям. Особенно за последние годы данная тенденция стало приобретать постоянный характер.
Почти двукратное снижение объемов торговли между странами и сокращение доли Украины во внешней торговле Казахстана (почти в полтора раза) можно условно отнести ко времени президентства Петра Порошенко. Некоторые сложности в экономических отношениях со странами ЕАЭС у Украины начались со сменой власти в 2013 г. При этом, необходимо отметить, что казахстанско-украинские контакты после всеми известных кардинальных изменений в Киеве претерпели непростые времена. Это было связано в большинстве случаев с тем, что на Украине негативно относились к экономическому сближению в рамках ЕАЭС.
В основной своей массе в информационном пространстве нынешний президент Украины предстает как очередной проводник идеи полноценной экономической интеграции с ЕС. В связи с этим, кажется, что возможности для конструктива в современном экономическом противостоянии в соседних по региону странах практически не остается. В этом смысле встреча двух лидеров и проведение бизнес-форумов выглядит как один из наиболее приемлемых для двух сторон шагов за условные десять лет.
Для Казахстана, который не имеет с Украиной общей государственной границы, тем не менее перспективным деловым партнером является действующий украинский президент. Во-первых, на Украине сейчас президентом является именно он. Во-вторых, не только с в качестве политика был известен президент Украины, но еще - как прагматичный бизнесмен, у которого много предпринимательских достижений. И, наконец, в-третьих, революционный азарт, который присущ многим представителям современной киевской политической элиты, ему по-видимому не присущ.
Действующий президент Украины, в целом поддерживающий казахско-украинские вектор деловых отношений, на последней встрече выступил с рядом положительных заявлений в адрес Казахстана по поводу дальнейшего сотрудничества.
Очевидно, что задача экономического сотрудничества для казахстанских властей по силам во многом благодаря удачно выстроенным коммуникациям с украинскими официальными властями.
Почему не востребован газ
Напомним, торгово-экономические отношения между тогда еще Алма-Атой и Киевом возникли в далеком 1994 г., когда усилиями президентов Н. Назарбаева и Л. Кучмы была создана совместная Межгосударственная украинско-казахстанская комиссия по экономическому сотрудничеству. Уже в начале 2000-х Украина была для Казахстана одной из крупных торговых партнеров.
Однако теперь думается, что Казахстан должен проводить более взвешенную торговую политику в условиях спадающего кризиса в украинской экономике, ведь проекты казахстанско-украинского сотрудничества до условных 2010-х гг., действительно впечатляли. Начиная уже с 2011 г. динамика товарооборота стало демонстрировать стабильное и верное падение.
Согласно официальным данным КГД МФ РК, резко упавший товарооборот между двумя странами на июль 2019 г. составил в общей сложности 98 160,8 тыс. долларов США. Если в 2011 году товарооборот между странами составлял около 4,26 млрд. долларов США и на Украину приходилось 3,5% всей внешней торговли РК, то сейчас этот показатель в почти в 2 раза меньше (за последние 5 лет), а удельный вес Украины в общем объеме составляет не более 1,5 % (на январь-июль 2019 г.), за 2018 г. данный показатель составлял 1,9%. Сейчас же планируется увеличить товарооборот между странами хотя бы до 1,5 млрд. долларов США, что в целом указывает на некоторые сложности в экономических отношениях двух стран.
Главным экспортным товаром Казахстана был и остается газ, так как до поры до времени он обеспечивал до двух трети всех продаж на Украину (в период с 2011 по 2018 гг.). Однако динамика последних лет демонстрирует снижение объемов сделок, которые значительно сократились. Так, в период с 2011 по 2014 гг. продажи газа на Украину давали Казахстану около полутора миллиарда долларов США ежегодно. Последующие годы, это цифра упала до семисот миллионов долларов США. Итого наблюдается почти двукратное снижение продаж энергоресурсов.
Также далеко не самая лучшая обстановка складывается с импортом товаров из Украины. Практически страна перестала быть поставщиком продукции машиностроения. Так, если показатель импорта вагонов, рельсов, запчастей для подвижного состава в начале 2014 г. составлял около 1,5 млрд. долларов США, то уже к 2015 г. он составлял 217,7 млн. долларов США, в 2018 г. - 16, 632 млн. долларов США. В целом, за следующие годы в совокупности показатель импорта вышеотмеченных товаров составил не более 106,8 млн долларов США. То есть тенденция резкого снижения - очевидна.
Агро- и пищевая промышленность демонстрирует немногим не лучшую ситуацию. Среди товаров, импортируемых в Казахстан, более нельзя найти подсолнечное масло, тростниковый сахар, мяса птицы и т. д. В целом из-за ограничений на транзит по отношению украинской продукции (поступала в Центральную Азию), которая была введена в 2016 г., тенденция к снижению экономических показателей стали усугубляться.
На сегодня Казахстан продолжает экспортировать на Украину каменный уголь, необработанный цинк, изделия из черных металлов и продукты питания. Ценится на Украине ранее упомянутый казахстанский газ. Наибольшую долю в поставках из Украины в Казахстан все же занимают продукты питания, лекарственные препараты, сельхозтехника, изделия из резины и т. д. В целом в 2018 году импорт составил 388 412,5 тыс. долларов США. Это меньше, чем в 2015 году (827 825, 1 тыс. долларов США).
В то же время, важно отметить, что согласно открытым источникам к началу 2016 г. активно задействованных казахстанско-украинских совместных предприятий насчитывалось около шестисот. Теперь же их число перевалило за тысячу. В этом отношении, на сегодняшний день роль государства-медиатора по поставкам товаров, которые необходимы как для российского, так и для украинского рынка на фоне непрекращающегося кризиса, отведена Казахстану и, отчасти, Беларуси.
Что касается вопроса о протекционистских мерах в отношении поставок из Украины, которые могут последовать внезапно, то руки у Казахстана на сегодня уже развязаны. Власти Казахстана могут ограничивать ввоз ряда продовольственных продуктов из Украины по вполне обоснованным санитарным причинам. Но по-прежнему существует риск того, что конфликт Москвы и Киева затянется, и пропускной режим на границе придется обсуждать и согласовывать.
Альтернативный взгляд
Однако здесь важно также обратить пристальное внимание и на другую сторону состоявшейся встречи двух президентов, помимо интересов национальной безопасности и экономического сотрудничества, о которых говорилось ранее. Как выясняется, альтернативы большинству из существующих договоренностей между странами пока что не существует, хотя они буксуют и пока не могут сдвинутся с мертвой точки. В сухом остатке получается, что лидеры двух стран намерены продвинуть взаимовыгодные интересы за счет обеспечения экономической безопасности, налаживания экономического сотрудничества.
Понятно, что непростая политико-экономическая обстановка на Украине, и разные направления, исповедуемые на настоящем этапе казахстанским (направление - ЕАЭС) и украинским руководством (направление - ЕС), создают для казахстанских бизнесменов на украинской территории определенные сложности. Иными словами, для казахских предпринимателей, которым на пути могут встретиться самые сложные испытания, работа в современной Украине не будет простой, как, впрочем, и для украинских, намеренных освоить рынки стран ЦАР.
Что касается путей преодоления экономических трудностей, проведенный недавно двухдневный экономический форум между Казахстаном и Украиной обещает много нового и переходит в новую фазу. Официальные представители двух сторон, в лице Самата Ордабаева, Чрезвычайного и полномочного посла Республики Казахстан в Украине, и Геннадия Чижикова, президента Торгово-промышленной палаты Украины, заявили о новом витке двустороннего сотрудничества, об адаптации украинской экономики к условиям углубленного сотрудничества со странами Центрально-Азиатского региона (ЦАР) и Китаем. Кажется, что теперь на бизнес интересах Казахстана спадающее напряжение в экономике не должно отразиться.
Для поддержки положительной динамики взаимной торговли еще в 2014 г. были разработаны проекты плана по увеличению товарооборота между двумя странами. В нынешних условиях как никогда важно, чтобы соответствующие министерства отработали ранние планы. Очевидно, что реализация потенциала казахстанско-украинских отношений до сегодняшнего дня происходил не в полной мере.
Оказание помощи бизнесу в сертификации украинской продукции посредством торгового дома «Украина-Азия» является одним из реальных механизмов. Так, как имеются расхождения в плане технического регулирования в странах ЕАЭС и ЕС, то проблему сертификации и транзита можно было бы решить за счет создания СП на территории двух стран.
С учетом того, что развертывание производственных мощностей в Казахстане на сегодняшний день выводится на первый план, то локализация украинского бизнеса в Казахстане могло бы решить вопрос производства и сбыта промышленной продукции, которая практически не пользуется спросом в Европе. Иными словами, за счет совмещения технических умов и производственных мощностей Украины, и имеющихся у Казахстана преференций на производство, и на локализацию, совместно-выпущенная продукция могла бы пойти на все направления. Создание большего количества СП сулит беспрепятственный поток продукции, который пойдет не только на азиатские рынки, но и на рынок ЕАЭС.
Таким образом, перед украинской стороной возникает реальная альтернатива планам по сокращению издержек при транспортировке своих товаров в Центральную Азию в обход запретам.
Следовательно, товарооборот в более чем в 5 миллиардов долларов, до которого ранее доходили обе стороны, и к которому стремятся вернуться, является правильной постановкой вопроса.
Очевидно, что идея взаимовыгодного сотрудничества стран по-прежнему близка лидерам государств, и это также нужно учитывать при исследовании основ казахстанско-украинских экономических отношений.
Автор: Малтабаров Арсен Аскарұлы, магистр социальных знаний (мировая экономика)