На 3,6 млрд тенге, или на 18%, выросло производство одежды в стоимостном выражении за пять месяцев текущего года в сравнении с прошлым. По мнению представителей легкой промышленности, на положительную динамику оказало влияние не увеличение объема производства, а удорожание ввозимого сырья и, соответственно, себестоимости товара, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Согласно данным ranking.kz, казахстанские производители стали меньше выпускать женскую и мужскую верхнюю одежду на 25,6% и 23,8% соответственно. Они уступили вязаным, меховым и носочно-чулочным изделиям, производство которых в натуральном выражении выросло от 2 до 3,4 раза. При этом цены на мужскую одежду в магазинах рынках страны выросли от 4,8% до 8,7%, женскую и детскую – от 5,1% до 12,8%.
«На сегодня в Казахстане все цехи и швейные компании импортируют необходимое для производства школьной формы, женских, мужских костюмов, пальто и обмундирования суконные и камвольные ткани в 100% объеме, - подчеркивает зависимость отечественных производителей от стоимости ввозимого сырья Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности. – При этом Казахстан вполне способен удовлетворить потребность в данных видах ткани самостоятельно. Но для этого необходимо создать цепочку добавленной стоимости: от сбора, к примеру, шерсти у фермеров, к перерабатывающему ее предприятиям, и далее к производителю одежды. Более того, эти ткани имеют экспортный потенциал и всегда пользуются спросом как внутри страны, так и за ее пределами».
Проект по производству камвольных и суконных тканей, по словам Любови Худовой, будет стоить около 30 млн евро. Отечественный малый и средний бизнес не имеет достаточного залогового обеспечения, чтобы своими силами запустить проект такого масштаба. На сегодня в стране можно найти организации, которые занимаются только первым этапом переработки – мойки шерсти.
«Чтобы создать всю цепочку добавленной стоимости, необходимо привлечь к проблеме внимание государства хотя бы в формате государственно-частного партнерства. Например, развитие легкой промышленности в Узбекистане на сегодня идет завидными для нас темпами. Масштабные и значимые для отрасли предприятия строятся под гарантию государства. К тому же власти страны отменили НДС на импортируемое сырье и материалы для производителей одежды. Казахстанским же швейным компаниям, чтобы сшить куртку или пальто, приходится выплачивать таможенные пошлины и все виды налогов. Это увеличивает себестоимость отечественной продукции и делает ее неконкурентоспособной в сравнении с товаром полулегально или вовсе нелегально ввозимого из Узбекистана», - говорит Любовь Худова.
В министерстве индустрии и инфраструктурного развития страны утверждают, что в стране запланировано более 50 мероприятий для решения системных проблем. Они направлены на создание полноценной цепочки добавленной стоимости и роста объема производства. В число приоритетных задач входят обеспечение легпрома сырьем, борьба с нелегальным оборотом продукции, увеличение местного содержания и повышение конкурентоспособности. «Также предусматриваются меры по привлечению инвестиций в указанных отраслях на реализацию проектов с применением передовых технологий. В 2019 году планируется введение в эксплуатацию 4 новых проектов на общую сумму 5 млрд тенге», - говорится в официальном сообщении министерства.
В целом, по данным МИИР (в январе-июне 2019 года), казахстанские производители по-прежнему сохраняют за собой рынок оборонного заказа и спецодежды, которые обеспечивают производителям гарантированные продажи и минимальный риск невостребованной продукции. Индекс физического объема (ИФО) текстильных изделий составил 120,5%, одежды – 108,4%, продукции кожаной и относящейся к ней – 97,2%. Рост отмечается в производстве текстильных изделий и одежды за счет увеличения производства волокна хлопкового, готовых текстильных изделий, верхней одежды. В производстве кожаной и относящейся к ней продукции наблюдается спад за счет снижения объемов производства обуви.
Однако представители легкой промышленности приводят в пример меры поддержки сектора в соседних странах, делая акцент на том, что они являются наиболее желанными для отечественного производителя. Например, в Беларуси законодательно закреплено обязательство предоставлять не менее 30% площадей в торговых центрах страны для местных швейных компаний. К такому же решению идут власти России, постепенно обеспечивая полками в ТЦ свои швейные цеха. Кроме того, власти страны ввели 50% субсидирование на НДС на школьную форму. Послабление работает, если она изготовлена из ткани отечественного производителя. Все предприятия легкой промышленности Кыргызстана освобождены от всех видов налогов. Они выплачивают минимальную ставку за единицу швейного оборудования и работают все по патенту, независимо от численности сотрудников компании. Турция, одежда которой занимает львиную долю казахстанского рынка, субсидирует аренду торговых площадей национальных брендов в казахстанских ТЦ.
«Мы много лет бьемся за такие привилегии в сравнении с иностранными производителями, импортирующими свою одежду в Казахстан. Но, например, местные ТЦ наших дизайнеров в своих магазинах со скидками на аренду площади не ждут. Нужны законы, способные эти привилегии обеспечить», - подчеркивает президент Ассоциации предприятий легкой промышленности.