Какие нормы Земельного кодекса отталкивают инвесторов?
АВТОР

11.07.2019 • 09:00 2875

Выбор редакции

Какие нормы Земельного кодекса отталкивают инвесторов?

Эксперт по земельному праву Бакытжан Базарбек о том, как за счет поправок в законодательстве можно развивать бизнес

Казахстан каждый год предпринимает попытки формирования более благоприятной среды для развития предпринимательства и привлечения инвесторов. Между тем, как оказалось, в Земельном кодексе РК есть недочеты, которые препятствуют этому процессу. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» юрист, эксперт по земельному праву Бакытжан Базарбек рассказал о том, как государству за счет «земельных» поправок в законодательстве можно развивать бизнес и регионы.

- Бакытжан, какие недочеты есть в Земельном кодексе РК, отталкивающие инвесторов?

- Считаю, что настал этап, когда для защиты прав бизнеса и инвесторов необходимо вносить корректировки в Земельный кодекс РК. Скажу так, действующий Земельный кодекс не защищает права инвесторов, не способствует привлечению инвестиций. Например, в этом документе нет ни одной статьи, которая бы предусматривала механизмы экономического стимулирования предпринимателей – собственников земель и землепользователей.

Поэтому в Земельный кодекс нужно внести соответствующие поправки и предусмотреть нормы, которые давали бы возможность добросовестным землепользователям, правомерно минуя аукционы, получать новые участки в порядке статьи 44-1 кодекса. Кого можно считать социально ответственным и добросовестным землепользователем? Землепользователя, который использует участок в соответствии с целевым назначением? Нет. Землепользователя, который рационально, разумно и эффективно пользуется землей? Нет. Все перечисленное – это обязанности землепользователей по Земельному кодексу.

Вот предпринимателей, которые арендуют крупные участки и вносят ощутимый вклад в социально-экономическое развитие района, города, области, мы обязаны именовать социально ответственными и добросовестными землепользователями. Они могут вкладывать огромные инвестиции, создавать рабочие места, приумножать валовую продукцию и взвалить на себя часть социальной ответственности региона. Данному сегменту бизнеса государство должно помогать, и этот нюанс нужно указать в Земельном кодексе.

Например, крупное предприятие – землепользователь на выгодных с акиматом условиях могло бы за свой счет провести сети электроснабжения в отдаленных районах Алматы или столицы. Взамен все электросети могут перейти к этому предприятию с предоставлением ему права определять тарифную политику. Акимат мог помочь инвестору в предоставлении иного земельного участка для расширения бизнеса в рамках инвестпроекта без проведения аукциона в порядке статьи 44-1 Земельного кодекса. Точно также и с водоснабжением, и в целом модернизацией систем ЖКХ.

Около двух лет назад я предлагал реализовать эту инициативу местным исполнительным органам страны, в том числе акимату Алматы, но ответа так и не последовало. В Алматы есть очень много земельных участков, которые предприниматели арендуют, но де-факто такие земли не осваиваются. Почему бы не предоставлять такие пустыри предпринимателям, которые годами вносят вклад в развитие региона. В столице, в Алматы очень много предпринимателей, которые ухаживают не только за территорией, где расположен их торговый центр, ресторан, бизнес-центр, но и за близлежащей зоной. Это их зов души, их желание помочь стране.

- Почему предприниматели и инвесторы недовольны нормами Земельного кодекса?

- Рассмотрим изъятие земельных участков, отведенных для строительства, которое регламентируют статьи 92, 94 Земельного кодекса. Отсутствие четких критериев освоения таких земель наводит на мысль, что этими нормами можно незаконно забирать у одних субъектов участок и отдавать его другому. Почему до сих пор на уровне подзаконных актов отсутствует критерий освоения земель, отведенных для строительства ЖК, бизнес-центров, ресторанов и так далее? Латентное рейдерство происходит в регионах. И действующий Земельный кодекс вкупе с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» создают для этого предпосылки. Бизнес не может развиваться в таких условиях. В Земельном кодексе обозначено только пять статей, которые регламентируют порядок предоставления участков, и шесть статей, которые регламентируют порядок изъятия земель. Это без учета Закона «О государственном имуществе», где предусмотрена национализация участков. Повторюсь, наш Земельный кодекс и в целом законодательство больше ориентированы на изъятие, а не на предоставление участков для бизнеса. Это в корне неверно.

В результате несовершенства земельного законодательства страдают и градостроительная политика, планирование развития населенных пунктов.

- Каким образом должны предоставлять участки таким благонадежным, как вы выразились, социально ответственным землепользователям?

- Такие участки могут выдаваться через аукционы. Но условия аукционов, внеаукционный порядок предоставления земель для строительства в черте населенных пунктов должны совершенствоваться, должны быть смягчены.

Мы сейчас готовим концепцию закона по цифровизации в земельных отношениях. Предполагаем внедрить электронный аукцион по земельным участкам, упрощенный электронный порядок предоставления прав на участки без физического контакта заявителя и чиновников акиматов. Не далеки дни, когда мы полностью откажемся от земельной комиссии, сократим акиматы и переведем их в цифровой формат, внедрим электронные ЦОНы, электронный документооборот, оцифруем генплан и ПДП.

- На каких-то госплощадках вы поднимали вопросы по внедрению стимулирующих норм?

- Конечно, эти вопросы выносились на рабочих группах мажилиса парламента, на встречах комитета по аграрным вопросам в ходе подготовки к законопроектной работе. И на этих дискуссиях я всегда озвучиваю, что инвесторы, перед тем как начать бизнес в какой-то стране, изучают локации, фундаментальные правовые условия. В частности, они изначально мониторят

Налоговый и Земельный кодексы, чтобы снизить определенные правовые и экономические риски.

- Стоит ли как-то ограничивать иностранных инвесторов в сроках аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения в Казахстане? Какой опыт других стран в этом направлении?

- В мире существуют разные модели. Например, во Франции арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение пяти лет должен продемонстрировать, насколько эффективно был использован участок, какую отдачу получил регион, город от его использования. В этом случае срок аренды участка может быть продлен на пять лет.

В некоторых регионах Бразилии, перед тем как получить участок на праве землепользования, предпринимателю нужно представить проект о том, сколько инвестиций им будет вложено в регион, где находится бизнес. Например, если инвестор намерен получить сельхозугодия, а дорога поблизости находится в плачевном состоянии, то он изначально должен будет отремонтировать эту дорогу. А после уже должен будет заняться освоением своего участка. С моей точки зрения, это очень грамотная система, которую можно практиковать в Казахстане. В этом случае эффект получает и население, и государство, и бизнес-сообщество, и инвесторы.

Например, в Иране земельные участки могут предоставляться на 30 лет. Между тем, все-таки во многих государствах политическая верхушка не настроена на то, чтобы предоставлять участки в долгосрочную аренду. Эта политика в большей степени связана с тем, что могут быть задеты интересы национальной безопасности, а также присутствие наличия слабого земельного законодательства в этих странах и высокого уровня коррупции.

- Какие отношения задел мораторий на землю? И уточните, на сколько лет можно взять в аренду участок по казахстанскому законодательству?

- Иностранцам аренда земельного участка предоставляется на срок до 25 лет, но эта норма приостановлена до 31 декабря 2021 года.

Отмечу, в 2016 году в Земельный кодекс РК были внесены поправки, и на некоторые статьи наложен мораторий. В частности, на пункт 1.2 статьи 24, подпункт 2 пункта 5 статьи 37, пункт 2 статьи 48 и подпункт 3 пункта 6 статьи 97 Земельного кодекса предусмотрен мораторий до 31 декабря 2021 года. Мораторий затронул как иностранных, так и казахстанских инвесторов. Так, согласно пункту 1 статьи 24 Земельного кодекса,до 2021 года приостановлено предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения физическим и негосударственным юридическим лицам. Эти же отношения регламентированы в подпункте 1 пункта 6 статьи 97 Земельного кодекса. Норма оговаривает до 2021 года мораторий на предоставление земельных участков в частную собственность гражданам Казахстана для развития личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства.

- Как вы считаете, насколько этот шаг был оправданным?

- Это была вполне адекватная реакция правительства на земельные волнения, которые были зафиксированы в 2016 году. Предположу, что в скором времени на высшем уровне будет поднят вопрос по изучению возможности продления или непродления моратория.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Земельный кодекс РК

11.07.2019 • 09:00 2875

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Какие нормы Земельного кодекса отталкивают инвесторов?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика