В рамках Astana finance days на площадке Международного финансового центра «Астана» прошел первый финтех-саммит. Говорилось о новых платформах для финансовых услуг, профессиях, которые будут востребованы уже в ближайшие десятилетия в данной сфере. Глобальный ведущий партнер KPMG по инновациям и телекоммуникациям Ханс-Вернер Винтерхофф рассказал в интервью «Капитал.kz» о своем взгляде на развитие финансовых технологий в мире.
– На форуме говорили, что более одного миллиарда людей в мире не имеют банковских счетов. Для некоторых финансовые услуги остаются дорогими и сложными, другие просто не доверяют банкам. На фоне этого финансовые услуги сегодня основывают на блокчейн-системах, которые не контролируются банкирами или учреждениями.
– Сегодня появляется все больше новых платформ для оказания финансовых услуг. Это дает возможность сделать финуслуги более доступными. Не так давно Facebook создал собственную онлайн-криптовалюту Libra, а у него 3 млрд пользователей! Если кто-то не хочет доверять банкам, он может открывать счета. И хотя я не сторонник такого варианта, сегодня это становится возможным. Насколько я знаю, в Индии работает онлайн-микрокредитование. Индийцы разработали мобильное приложение для микрокредитования своих фермеров. Это удачное решение для поддержки своих граждан.
– Каково ваше отношение к криптовалюте? Недавно биткоин снова подскочил в цене.
– Здесь в первую очередь надо говорить о технологии блокчейн. Эта технология уникальна, и скорее всего за ней будущее: в том или ином виде она применяется в банковских операциях. А деньги, построенные на технологии блокчейн, – это уже продукт. Тот же биткоин – это первый продукт, который был построен на этой технологии. Он самый популярный и на слуху у всех. Однако это деньги, за которыми ничего не стоит. Поэтому криптовалюта носит больше спекулятивный характер. Когда биткоин растет и тут же падает вниз, то это движение мало кто может объяснить.
Между тем эксперты форума ожидают технологическое переоборудование всего банковского сектора, вследствие чего постепенно могут исчезнуть ключевые финансовые профессии. По данным Института Финтех Беркли (США), в прошлое уйдут не только кассиры и другие привычные нам профессии, но даже так называемые кредитные офицеры, работающие на функциях бэк-офисов. Под угрозой исчезновения также профессия юриста.
– На ваш взгляд, действительно ли HR-менеджмент так кардинально изменится в скором времени?
– Я начну с себя самого. Сегодня я активно занимаюсь инновациями, хотя по профессии являюсь бухгалтером. Но ведение бухучета – уже давно автоматизированный процесс и старые классические методы уже становятся не нужными. Конечно, тем же кассирам в супермаркетах рано или поздно придется уйти, их нужно будет учить выполнять какую-то другую работу. В любом случае, даже если в будущем технологии будут смещать людей со своих привычных позиций, мы должны в первую очередь думать о самих себе. Если посмотреть глобально, любая проблема может найти свое технологическое решение.
– На днях на форуме казахстанская сторона презентовала бесплатное мобильное приложение, которое есть в смартфоне предпринимателей. Это приложение имеет интерфейс в виде калькулятора. Что вы об этом думаете?
– Это прекрасная идея, которую казахстанцы могут экспортировать в другие страны. Скажем в той же Италии это приложение может найти своего клиента. В этой стране есть большой черный рынок, и часто предприниматели пытаются скрыть свои доходы. Мне кажется, что в целом спрос на инновации в Казахстане есть. Просто нужно постоянно заниматься поиском новых талантов и расширять этот спрос. Кстати, по нашим наблюдениям, из 140 стран, готовых к инновационным изменениям, Казахстан занимает 56-е место. Это говорит о том, что в стране есть свои таланты.
– На ваш взгляд, что такое инновации и как лично вы их развиваете сегодня?
– Инновация – это ценность, которую мы получаем от идеи. Но все начинается с определения трендов, структуры самой инновации и ее дальнейшей валидации. Затем мы разрабатываем первые решения, скажем так, прототип. Если эти решения работают, то мы выкатываем их на рынок. При этом основная задача KPMG – развивать инновационные технологии и помогать стартапам коммерциализировать их разработки по всему миру. Сегодня мы занимаемся инновациями в 36 странах мира.
– Какие из этих инноваций можно адаптировать в Казахстане?
– В KPMG сконцентрированы на инновациях, которые предназначены для глобальных корпоративных компаний, таких как, например, Air Astana. Не так давно для «Сингапурских авиалиний» мы разработали идею лояльности к клиентам. Это своего рода система бонусов. В физическом плане это карточка, которая выдается постоянным клиентам. Пассажиры могут ее использовать для похода в магазин или аптеку, где можно купить продукты или медикаменты. Второй новый стартап – это забота о здоровье людей, которые живут в сельской местности. Мы хотим разработать приложение, посредством которого люди могут заняться лечением не выходя из дома. Это своего рода онлайн-доктор. Есть еще один стартап по предварительной сборке строительных конструкций для жилых домов. Для этого также создано специальное приложение, которое мы запускаем на рынок.
– Можете ли вы что-то порекомендовать для МФЦА в инновационном плане?
– Сложно сказать. Я мало знаком со столичной биржей и вообще впервые в Казахстане. Сегодня у нас больше 5 тыс. стартапов, которые работают в 52 странах. Некоторые из них вполне зрелые и успешные. Возможно, в перспективе мы подберем какие-то стартапы для МФЦА. Почему бы и нет!