USD
449.88₸
EUR
486.64₸
RUB
4.83₸
BRENT
81.58$
BTC
51577.30$
-4.300

Креатив – новый виток развития экономики

Около 60% мировой креативной экономики все еще находится в тени

Share
Share
Share
Tweet
Share
Креатив – новый виток развития экономики - Kapital.kz

В развитых странах на смену индустриальной экономике постепенно приходит креативная. Творчество приобрело экономическое значение, не потеряв при этом культурной ценности. Казахстан в развитии этого сектора серьезно отстает. Возникает вопрос: какие условия нужно создать для того, чтобы креативная экономика заработала в стране? Своим видением этого с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» поделились профессора культурной экономики City University London Энди Пратт и Кис Джефрей.

Около 60% мировой креативной экономики находится в тени. По словам Энди Пратта, трудности в развитии этого сектора испытывают все страны, но выход есть.

«Я с уверенностью могу сказать, что креативная экономика в Казахстане есть. Она обладает значительными объемами и масштабами. Есть и проблемные вопросы, например, крупные предприятия в секторе перерабатывающей, горнорудной и нефтегазовой промышленности имеют более стандартизированную экономику. Креативная же представлена маленькими предприятиями, состоящими из двух-трех человек. Из-за слабого взаимодействия с людьми они испытывают трудности. Для поддержки необходимы контакты, связи и знакомства между отдельными организациями. Это трудная задача. Во многих странах создается институциональная поддержка небольших предприятий, что помогает в приобретении новых навыков», – говорит Энди Пратт.

Профессор подчеркивает, что сильная сторона креативной индустрии заключается в том, что ее работники знают, к чему стремятся и чем отличаются от других. Людям нужно дать чувство идентичности и самобытности. Также помогут конкретные советы, направленные на рост бизнеса и вовлечение в экспортную деятельность. Определенный набор навыков, например, технических, позволит создать креативный сектор. Креативные проекты нуждаются в поддержке их реализации и развития.

Бизнесмен и профессор City University London Кис Джефрей говорит, что быть предпринимателем – самая сложная роль, которую можно взять на себя. Быть предпринимателем означает уметь отличаться от других и создавать новые ценности, идеи, преодолевать трудности.

«Мы сами предприниматели и оказываем поддержку другим бизнесменам за счет организации обучающих программ, различных ивентов в рамках нетворкинга, социального бизнеса. Предпринимательство – это обширный сектор экономики, объединяющий разные направления. Вы должны думать над тем, как создавать ценность и воплощать идеи, делиться мотивацией, выживать в предпринимательской среде и как ее заточить под вас. Я считаю, что университет – это одно из тех важных мест, где можно научиться креативности», – говорит Кис Джефрей.

Лучшим полигоном для испытаний конкретных идей, где они могут быть воплощены при низких рисках, он также считает университет.

«В творческой экономике правила создаются большими предпринимателями и обычно персонализированы и применимы к определенной компании или человеку. Но творческому предпринимателю нужно создавать новые знания, рассказывать истории, отличающие его бизнес от других. Также необходимо создать экосреду, культуру, обеспечивающую поддержку и развитие такой структуры.

1ae2ee2605c0891c633c00d4fe8.JPG

Нужна ли поддержка государства?

По словам Энди Пратта, поддержка государства для развития креативной экономики очень важна, именно поддержка, а не контроль. Городские власти в свою очередь должны предоставлять определенные места для развития этого сектора.

«Близкие отношения между государством и предпринимателями могут быть только тогда, когда законодательные органы и органы управления понимают, что такое креативная экономика и для чего она нужна. Государству лучше отойти в сторону, как это делает Сингапур, где ослабили контроль, чтобы дать возможность для развития», – замечает профессор.

В каких сферах креативной экономики можно заработать?

«Креативная экономика – это широкий спектр деятельности, вы можете развиваться в любой сфере. Например, туризм или все что связано с питанием, гостиничное дело, разработка игр, любая инновация. В Казахстане для этого множество возможностей», – поясняет Кейс Джеффрей.

Что касается затрат компаний, то большие деньги инвестируются в big data и дизайн, в совершенствование продукта. Высчитать стоимость креативного продукта не сложно.

«15% стоимости продукта – это дизайн, разработка, 40% – лицензирование, и небольшой процент уходит на его изготовление. Например, у смартфонов Apple большая часть затрат – это лицензирование и дизайн. Компаниям нужно ориентироваться на ощущения клиента от использования продукта», – констатирует Энди Пратт.

Каналы связи и перспективы развития

Творческая отрасль обособлена от других традиционных отраслей экономики, но если рассматривать развитие этого направления отдельно от других – успеха не будет. Можно понять, какие индустрии задействованы в традиционной экономике, и связать их с творческим направлением.

«Если рассматривать ее как подотрасль индустрии, то можно сделать интеллектуальный шаг вперед, взглянуть по-новому и принимать творческие индустрии как инструмент, который служит не только на благо развития государственной и градостроительной экономике, но и всемирной. На международном уровне творческая экономика развивается гораздо быстрее, чем другие сектора. Это нужно принимать во внимание», – говорит Энди Пратт.

«Чтобы в Алматы креативная экономика развивалась быстрее, маленьким предприятиям необходимо объединяться, а на это потребуется немало времени. В Великобритании на это ушло 20 лет», – подытожил бизнесмен.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.