Прошел месяц с тех пор, как в России повысили НДС. Эксперты ожидали существенного всплеска инфляции на фоне новых ставок по налогу на добавленную стоимость. Нацбанк Казахстана предупредил, что инфляционные процессы в соседнем государстве могут ударить по ценам в РК.
Правда, это весьма спорный вопрос, так как в 2018 году инфляция в Казахстане оказалась одной из самых высоких среди стран ЕАЭС. По итогам года она сложилась на уровне 5,3%, цены на продовольственные товары увеличились на 5,1%, непродовольственные – на 6,4%, платные услуги – на 4,5% . На 2019 год Национальный банк установил коридор инфляции в размере 4-6%.
Возвращение к ориентирам
В свою очередь в России инфляция по итогам 2018 года составила 4,3%, потребительские цены в среднем по России увеличились на 0,8%. По прогнозу Банка России, годовая инфляция по итогам 2019 года составит 5-5,5%, при этом временно на пике она может подниматься и до 6%.
В 2020 году инфляция вернется к цели регулятора, вблизи 4%.
По прогнозам Евразийского банка развития, в среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика в странах ЕАЭС постепенно перейдет к нейтральному состоянию, а средний уровень инфляции составит 4,3-4,5%.
На основании национальных ориентиров по инфляции будет определяться целевой ориентир по инфляции Союза, что позволит сблизить монетарные политики в среднесрочной перспективе.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» поговорил с экспертами о последствиях повышения НДС в России для Казахстана и какие инфляционные таргеты окажутся более близкими к реальности в 2019 году.
Без инфляционного шока
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин отметил, что по итогам января 2019 года инфляция составила 1%. Для сравнения: в январе прошлого 2018 года цены прибавляли 0,3%.
Между тем ранее ЦБ РФ представлял расчеты, что повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% приведет к росту годовой инфляции дополнительно на 0,6-1,5 процентных пункта, заметил аналитик.
Соответственно, поскольку в январе цены в России выросли лишь на 1% против 0,3% годом ранее, опасения инфляционного шока не оправдались, и повышение ставки НДС добавило лишь около 0,5-0,7 процентных пункта, скорректированная разница оказалась в диапазоне между 1% и 0,3%, подчеркнул эксперт.
Слабый потребительский спрос
По всей видимости, ряд производителей, ретейлеров и компаний в сфере услуг, несмотря на обещания, так и не решились повышать цены из-за слабого потребительского спроса, «сберегательного» потребления, считает Тимур Нигматуллин.
«Напомню, что с 2014 года реальные доходы населения упали в общей сложности более чем на 10%. В подобных условиях попытка переложить повышение налога на потребителя чревато быстрой потерей доли рынка. Умеренный рост инфляции – позитив для российской экономики. По всей видимости, ЦБ не потребуется ужесточение монетарной политики», – отметил аналитик.
По его словам, согласно базовому прогнозу, текущая ставка ЦБ РФ – 7,75% годовых – сохранится на уровне в первой половине 2019 года. Далее ожидается цикл снижения. В частности, в III квартале или в начале IV квартала ставка ЦБ снизится до 7,5% годовых, а к концу IV квартала может снизиться до 7,25% годовых, прокомментировал эксперт.
«Перенос ускорившейся инфляции на экономику Казахстана, скорее всего, не будет или будет в небольшом объеме, так как в обеих странах поддерживается режим инфляционного таргетирования и цены формируются в местной валюте», – сказал Тимур Нигматуллин.
В рамках погрешности
Заместитель группы суверенных рейтингов и прогнозирования «Аналитического кредитного рейтингового агентства» (АКРА) Жаннур Ашигали также заметил, что за декабрь-январь эффект от повышения ставки НДС составил суммарно примерно 1 процентный пункт из 1,2-1,6 ожидаемого полного эффекта.
По оценке АКРА, подстройка может закончиться к апрелю. Накопленный за январь 1% укладывается в ожидаемую картину переноса ставки НДС в цены с графиком +0,4 (декабрь), +0,6-0,7 (январь), +0,3-0,5 (суммарно за февраль-май).
По итогам 2019 года негативный эффект на ВВП, связанный с приростом НДС, по расчетам, может оказаться на уровне -0,2-0,3 процентных пункта. Вероятно, он будет размазан по году, поэтому в квартальных данных это будет видно где-то на уровне статистической погрешности, заметил аналитик.
Помимо эффекта от изменения ставки НДС, другие внутренние факторы инфляции выглядят относительно спокойно и вряд ли спровоцируют резкую реакцию ЦБ в виде повышения ключевой ставки. По словам эксперта, инфляционные ожидания не показывают выраженной динамики с июня прошлого года.
Новый заметный скачок
Эффект переноса валютного курса от ослабления середины 2018 года будет заметен еще 2-3 месяца, а возобновляемые по бюджетному правилу покупки валюты растянуты по времени достаточно сильно, чтобы не создать новый заметный скачок, подчеркнул Жаннур Ашигали.
«В отношении инфляции в Казахстане, стоит сразу оговориться, что импорт инфляции из России достаточно значителен и односторонен. То есть импорта инфляции из Казахстана в Россию не происходит, но резкие изменения в инфляции в РФ способны существенно воздействовать на уровень цен в ряде сегментов казахского рынка», – прокомментировал аналитик.
Поэтому, по его словам, перенос усиления инфляции в России в связи с повышением ставки будет иметь место, но кумулятивный эффект, согласно ожиданиям, окажется в рамках статистической погрешности, будучи относительно малозначительным фактором в формировании общей динамики.
«В Казахстане пока не слышна профессиональная дискуссия по пересмотру ставки НДС, а сама ставка является сравнительно низкой для региона. Тем не менее сам факт существенной разницы в ставке, особенно с учетом тенденции на гармонизацию регуляторной части в рамках ЕАЭС, может в перспективе способствовать началу такой дискуссии», – считает эксперт.
Нет значительного воздействия
Аналитик заметил, что в целом повышение ставки НДС для российской экономики не является событием, меняющем правила игры, тем более что эта тематика уже долго обсуждалась и была заложена в ожидания.
«Говоря об эффекте для соседних для России экономик, крайне значительного воздействия ожидать не стоило бы, так как наиболее очевидный эффект – перенос активов в юрисдикции с более низкой ставкой, но игроки, нацеленные на вывод активов, уже продолжительное время имели соответствующий повод», – сказал Жаннур Ашигали.
Эффект ожидается позже
Директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский отметил, что в первую очередь рост НДС отразится на российском населении, но затем, по мере распродажи товара со складов, приобретенного по старой стоимости, негативное влияние распространится и на страны-партнеры, так как производители будут вынуждены подстраиваться под новые реалии.
Эффект повышения налога уже практически полностью отыгран: предприниматели стали повышать цены задолго до вступления изменений в силу, заметил аналитик. Однако, по его словам, потенциал для дальнейшего удорожания товаров все еще сохраняется.
«Сейчас мы наблюдаем изменение стоимости по продукции с быстрой оборачиваемостью, таким как продукты питания, тогда как позиции, реализация которых занимает длительное время – техника, строительные материалы – практически не были затронуты изменениями. Таким образом, уже весной, когда увеличатся издержки производителей и по этой группе товаров, население ждет очередной виток увеличения цен», – убежден Константин Жуковский.
Небольшая вероятность увеличения НДС в Казахстане следом за Россией присутствует, но если этого не произойдет, то потенциальные выгоды РК вполне очевидны. Многие российские компании ориентированы на экспорт в Казахстан, однако, из-за изменения налога им будет уже не так выгодно реализовать свою продукцию в стране, считает эксперт.
Вполне возможно, это будет мотивировать российские компании открывать производство в Казахстане, что должно создать новые рабочие места и увеличить выплаты в бюджет.
Пойдет на спад
Старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Вадим Иосуб заметил, что увеличение НДС ожидаемо приведет к определенному росту инфляции. Она уже выросла до 5%, и, по оценке ЦБ РФ, пик роста придется на конец I квартала, когда инфляция в годовом выражении может достигнуть 5,5%, после чего действие фактора роста НДС пойдет на спад, и инфляция начнет замедляться.
«Стоит напомнить, что НДС не взимается при экспортных поставках, поэтому напрямую на стоимость российских товаров, поставляемых в Казахстан, рост налога не скажется. Но влияние будет через вторичные эффекты, через рост стоимости транспортировки товаров», – подчеркнул эксперт.
Однако, по его словам, вклад российской инфляции в рост цен в Казахстане вряд ли превысит 0,1-0,2 процентных пункта.
«Рост НДС как налога на конечное потребление внутри страны вряд ли сильно скажется на основных экономических партнерах России», – заключил аналитик.