С 1 января 2019 года в Казахстане вводится в действие закон о госзакупках и закупках квазигоссектора. Как отметил на брифинге в Минфине директор департамента законодательства госзакупок Сабит Ахметов, поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
По словам Сабита Ахметова, закон позволит решить три главные проблемы: чрезмерная зарегламентированность закупок, низкая квалификация участников закупок и большая доля закупок из одного источника.
«Первое - увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240 500 тг до 1 202 500 тг). Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам. В основном эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых, - пояснил он. - В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3 тыс. МРП (6 807 000 тг.). Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок».
Второе - в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП, или до 2 405 000 тг) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
«Это обосновано тем, что сейчас в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Такая продукция в целом соответствует техническим характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако после приемки товаров и его эксплуатации они выходят из строя», - объяснил представитель Минфина.
Законом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок. По словам Сабита Ахметова, централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.
«Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки Единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб», - отметил Сабит Ахметов.
Кроме того, в рамках централизованных государственных закупок предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.
Касательно повышения квалификации и ответственности участников системы госзакупок директор департамента Минфина отметил ряд моментов.
Первое - устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда. Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов. Это также позволит повысить поступление налогов.
Второе - решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение. Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены («демпингуют»), что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Кроме того, потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, запрещен просмотр документов других участников.Как сообщил Сабит Ахметов, с 1 января веб-портал государственных закупок станет платным.