Линию по сборке тракторов МТЗ запустили быстро — буквально в течение двух месяцев. В акимате Костанайской области отмечают, что компании предоставили broun-field-площадку: российский холдинг «Композит групп», ставший инвестором проекта, зашел в готовое здание со всей необходимой инфраструктурой на территории индустриальной зоны Костаная.
Проект по строительству завода мощностью 3 тыс. тракторов и еще 100 тыс. теплообменников в год оценивают в 2,3 млрд тенге. В дальнейшем, после углубления локализации и запуска дополнительных цехов, объемы инвестиций, по предварительным подсчетам, достигнут 15 млрд тенге.
Для российского холдинга «Композит групп» это уже третья площадка по сборке тракторов. Первый завод был запущен в Оренбургской области около 10 лет назад, второй — в Бишкеке три года назад. В компании отмечают, что для Минского тракторного завода холдинг поставляет радиаторы.
«Здесь мы решили осуществить более глубокую локализацию, потому что, по закону, за семь лет надо достичь 55% локализации, — отметил генеральный директор ТОО „Композит групп“ Андрей Гомаюнов. — Землю уже оформили и весной начинаем строить еще 6 тыс. кв. м производственных помещений. Полностью локализуем кабину: сварка и покраска. Также будем здесь изготавливать радиаторы».
Цех по производству кабин компания планирует запустить в сентябре 2019 года. В вопросе локализации холдинг прорабатывает возможность сборки на костанайской площадке китайских двигателей. Связано это с переходом Евросоюза на новый экологический стандарт: у Минского тракторного завода просто пока нет двигателей, соответствующих этим требованиям.
«Минский тракторный будет переходить на китайские двигатели, и мы здесь дополнительно будем строить на 3 га 8 тыс. кв. м производственных площадей под сборку двигателей. Тогда это уже будет трактор с уровнем локализации от 60% и выше», — говорит гендиректор «Композит групп».
По большому счету, по словам Андрея Гомаюнова, трактору МТЗ костанайской сборки можно будет давать собственное название. Для Костанайской области этот проект должен стать стратегически выигрышным. По словам акима региона Архимеда Мухамбетова, сегодня зарубежная техника для многих мелких крестьян неподъемна по цене, слишком затратная по сервисному обслуживанию и в процессе эксплуатации. К тому же импортные комбайны и другие сельхозмашины требуют дополнительного обучения персонала. А МТЗ костанайским аграриям знаком давно: эти тракторы ходят по полям Казахстана уже не один десяток лет. Машины просты в обслуживании, и запчасти на эту технику приобрести несложно.
Для российского холдинга этот проект выгоден сразу по нескольким причинам: новые рынки сбыта, географически выгодная локализация, перспективы сотрудничества с китайскими производителями двигателей, дешевая рабочая сила. Однако Андрей Гомаюнов говорит, что пока для сборочных производств сельхозтехники нет никаких преференций. Холдинг ждет принятия в Казахстане утилизационного сбора, который уже введен в России и Беларуси.