Министр национальной экономики Тимур Сулейменов сообщил на днях параметры, предполагаемые в проекте закона о республиканском бюджете на 2019−2021 годы. Бюджет верстают по оптимистичному сценарию. Валютный курс, который использовандля формирования проекта бюджета, — 350 тенге за доллар на следующий год. По цене на нефть министр отметил, что в проекте бюджета заложена цена в $60 за баррель.
«Мы на скользящей основе всегда имеем возможность, исходя из внешних макроусловий, эти параметры пересмотреть, но сейчас пока $60 за баррель. А что касается курса тенге, то хочу напомнить, что ни мы, ни Национальный банк его не прогнозируем, он расчетный, подчеркну, потому что у нас свободное плавание валюты. Курс, который мы использовали для формирования проекта бюджета на следующий год, — 350 тенге за доллар», — пояснил глава МНЭ.
ВВП закладывается в 3,9%, с последующим ростом до 4,6%. В среднесрочной перспективе рост ВВП составит порядка 4,2%, сообщили в МНЭ.
Нацбанк более пессимистичен
В свою очередь Национальный банк распространил свой прогноз о росте экономики на ближайшую перспективу. Согласно расчетам финрегулятора, в 2019—2020 годах, возможно, будет превышение инфляции, вероятен выход инфляции из заданного коридора.
Во-первых, это связано с режимом санкций против России. Во-вторых, с ослаблением национальной валюты, в-третьих, со снижением цен на нефть. И, в-четвертых, с ростом социальных расходов и ростом кредитов.
Нацбанк прогнозирует, что инфляция будет в рамках целевого коридора 5−7%. По темпам роста экономики Национальный банк дал цифры — 3,5% в 2018 году и 2,6% в 2019-м.
Предпосылки по росту ВВП в 2018 году не претерпели существенных изменений. Положительная динамика экономической активности в 2018 году будет наблюдаться на фоне роста внутреннего потребительского спроса, сопровождаемого ростом потребительского кредитования.
Кроме того, увеличение объемов добычи и экспорта нефти на месторождении Кашаган будет способствовать общему росту экспорта товаров и услуг. В 2019 году темпы экономического роста замедлятся, что будет связано со слабой динамикой внутреннего спроса на фоне ослабления обменного курса, а также ограниченного потенциала потребительского кредитования.
Под внешним шоком
Экономика Казахстана стабильно подвержена внешним шокам, а цены на нефть остаются основным индикатором. При сценарии $40 за баррель существует высокий риск выхода годовой инфляции за верхнюю границу целевого коридора в 2018—2019 годах, что потребует применения соответствующих мер со стороны денежно-кредитной политики.
Риск-профиль ухудшился на фоне усиления проинфляционных рисков, связанных с геополитической напряженностью, оттоком капитала из развивающихся стран и ускорением внешней инфляции, сообщил регулятор.
Какие параметры бюджета выглядят более реалистично и возможен ли очередной пересмотр параметров бюджета вследствие резкого ухудшения динамики цен на нефть? Об этом корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Бюджет будет исполнен
Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Вадим Иосуб отметил, что далеко не факт, что рост курса доллара выше прогнозного может привести к необходимости пересмотра бюджета.
Более того, увеличение курса доллара положительно сказывается на экспортерах и, соответственно, на поступлениях в бюджет. То, что фактическая цена нефти существенно превышает заложенную при составлении бюджета, также говорит о его безусловной исполнимости.
«Как правило, экспортоориентированная экономика только выигрывает от снижения курса национальной валюты, а в качестве дополнительного бонуса получает улучшение сальдо торгового баланса», — заметил аналитик.
Работает консервативный подход
Руководитель инвестиционного направления компании Falconry Capital Анес Калдыбаев отмечает, что необходимо отдать должное экономическому блоку правительства, бюджет в Казахстане верстается консервативно.
За восемь месяцев 2018 года фактический средний курс USD/KZT составил 332,45, а цена нефти марки Brent — около $71,2. В то время как в бюджете было заложено $340 и $60 соответственно.
Ослабление тенге до уровня выше 360 в августе 2018 года произошло по ряду причин, в том числе из-за укрепления доллара после повышения ставок ФРС, тенденции ослабления валют развивающихся стран, усугубившейся экономическими проблемами в Аргентине и Турции. А также в большей степени повысившегося риска введения новых жестких санкций США против одного из главных торговых партнеров Казахстана — России.
Однако, по словам аналитика, текущий курс USD/KZT излишне недооценен, тенге не должен коррелировать с рублем в такой степени. Относительно высокие цены на нефть в этом году, устойчивый приток внешних инвестиций и сбалансированность бюджета и платежного баланса должны привести к укреплению тенге. «Поэтому можно согласиться с прогнозным курсом правительства в бюджете на 2019 год в 350 тенге», — считает руководитель инвестиционного направления компании Falconry Capital.
Переход к реальности
Анес Калдыбаев заметил, что сам по себе пересмотр параметров бюджета ничем не грозит, это приведение параметров к реальности.
В то же время недавнее ослабление тенге, если продержится продолжительный период, может повлиять на инфляцию через стоимость импортных товаров. Возникает вопрос — насколько нынешние параметры в $60 за баррель нефти соответствуют тому, что может произойти на рынке.
«Международные организации и участники рынка прогнозируют среднюю цена на нефть марки Brent в 2019 году выше $65, поэтому параметр в бюджете в $60 вполне соответствует ожиданиям рынка», — полагает эксперт.
Не является ли данный прогноз по ВВП чрезмерно оптимистичным, если эти параметры удастся выдержать, то можно ли ожидать роста реальных доходов населения?
Рецессии не будет
Аналитик заметил, что по данным Комитета по статистике РК, рост ВВП страны в первом полугодии 2018 года составил 4,1%, учитывая положительную динамику цен на энергоносители, прогноз по росту ВВП министерства национальной экономики не выглядит чрезмерно оптимистичным.
Рост ВВП в большей степени происходит за счет роста цен на сырье, а доходы из сырьевого сектора неравномерно насыщают всю экономику, поэтому динамика роста реальных доходов населения будет нестабильной и неравномерной, заметил аналитик.
«Резкий обвал в российской экономике повлияет на курс рубля и соответственно на курс тенге, и, естественно, бюджет РК должен быть скорректирован в соответствии с изменением одного из параметров. Учитывая положительную динамику цен на энергоносители, а также сбалансированный бюджет и платежный баланс страны, поводов для беспокойства о возможности рецессии и кризиса в экономике РК нет», — считает Анес Калдыбаев.
Опасное сочетание факторов
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заметил, что сейчас у Казахстана сложилось опасное сочетание двух дефицитов: бюджета и счета текущих операций платежного баланса.
В долгосрочной перспективе подобное положение дел нестабильно и ведет либо к девальвации, либо к дефолту, либо — к сочетанию двух факторов одновременно, здесь показательны примеры Аргентины, России в 1998 году или нынешнее положение Турции.
Эксперт заметил, что сейчас правительство и финансовый регулятор пытаются решить проблему «меньшей кровью». Ранее был осуществлен переход к плавающему курсообразованию нацвалюты. От резких движений тенге его сдерживают интервенции Нацбанка и продажи министерства финансов для уменьшения инфляционного шока. Однако они не мешают среднесрочному курсу на ослабление.
Постепенно дефицит платежного баланса сокращается. Также, учитывая сырьевой характер экономики, должен сокращаться дефицит госбюджета, так как ослабление нацвалюты позволит получать больше налогов при прежнем объеме экспорта.
«Сам по себе курс тенге не играет особой роли для определения дефицита бюджета. Рост цен на нефть укрепит тенге, снижение — ослабит, и общие бюджетные доходы будут в целом нейтральны относительно ситуации на валютном рынке», — заключил Тимур Нигматуллин.