В продолжение темы поправок в пенсионное законодательство, касающихся самозанятого населения, эксперты PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP ответили на вопросы делового еженедельника «Капитал.kz».
Напомним: в июле вступили в силу поправки в законодательство о пенсионном обеспечении, согласно которым физические лица, получающие доход на основании договора ГПХ (гражданско-правового характера), должны уплачивать 10% в качестве пенсионных взносов. Основной момент — в изменении формулировки: из нее были исключено словосочетание «предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)». И, таким образом, возникло недопонимание — кто и с какого дохода должен уплачивать пенсионные отчисления.
Один из экспертов ранее в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» предлагал скорректировать ситуацию через выпуск постановления правительства, в котором было бы четко прописано, каким условиям должно соответствовать физическое лицо, чтобы платить ОПВ (обязательные пенсионные отчисления, — прим. ред.) с доходов, полученных по договору ГПХ. Например, говорилось о получении дохода от выполнения работ или оказания услуг юридическому лицу, о возможности самостоятельно определять сумму дохода для уплаты ОПВ — в размере одной минимальной заработной платы (в 2018 году она составляет 28 284 тенге, — прим. ред.), об определении сроков уплаты — и пр.
Вместе с тем есть мнение, что корректнее и правильнее внести изменения в Налоговый кодекс РК, поскольку он имеет большую силу по сравнению с постановлением, и это будет ключевым моментом при введении обязательного декларирования доходов с 1 января 2020 года.
Комментируя эти мнения, эксперты PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP отметили, что, на их взгляд, «во избежание недопонимания и расхождения во мнениях необходимо также прописать обозначенные условия в Налоговом кодексе».
— По вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы самозанятые были готовы делать обязательные пенсионные отчисления?
— На наш взгляд, данная инициатива правильная и при соответствующей пропаганде и имплементации поможет, прежде всего, самим самозанятым. Важно дать правильный посыл этой реформе, который должен гласить: основная цель — не просто заставить всех выйти из тени, встать на учет и начать платить налоги. Главное — обеспечить социальную защищенность этой категории физических лиц через формализацию их статуса, введение разумного (или подъемного) единого совокупного платежа (ЕСП), создание благоприятных условий для работы и получения соответствующих выплат от государства.
Исторически понятие «налог» воспринималось в сознании нашего населения как дополнительная нагрузка. Необходимо проводить активную информационную работу, чтобы люди начали воспринимать процесс уплаты налогов как двусторонний: я плачу и, как следствие, получаю поддержку государства. Эта работа должна не только носить информационный характер, но и включать конкретные меры по нескольким направлениям. Прежде всего, это категоризация самозанятых, что необходимо для обеспечения справедливой налоговой нагрузки на каждую из категорий. Например, продавец овощей на базаре и владелец жилой недвижимости, сдающий ее в аренду, должны уплачивать налоги соответственно сумме и периодичности получаемого дохода.
Также необходимо обеспечить удобный и доступный способ уплаты налогов, учитывая, например, географическую удаленность или отсутствие технологических навыков у большинства самозанятых. Необходимо субсидировать самозанятых, для того чтобы они могли расширить или стабилизировать свой бизнес, создать благоприятные условия работы. Проводить регулярную работу по выявлению проблем, с которыми сталкиваются самозанятые, и принимать меры по их решению. Внедрять горячую линию, куда можно сообщать о случаях несоблюдения или ухудшения законодательства.
— Как государству «добраться» до тех сумм, которые самозанятые скрывают, и нужно ли это в принципе?
— Увеличение данной группы налогоплательщиков будет зависеть от эффективности проведения информационной работы и внедрению конкретных действенных мер, и, конечно же, при регистрации данной группы налогоплательщиков казна будет пополнена. При этом государство должно также понимать, что увеличение числа налогоплательщиков прямо влияет на увеличение социальной ответственности государства перед каждым вкладчиком Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) и Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
— Самозанятые, фрилансеры, индивидуальные предприниматели — какие модели налогообложения для этих трех групп, на ваш взгляд, наиболее эффективны и гуманны?
— Мы считаем, что для всех указанных категорий налогообложение должно быть однообразным. Единый совокупный платеж (ЕСП), предложенный нынешним министром труда и социальной защиты населения Мадиной Абылкасымовой (в апреле этого года, — прим. ред.), сможет объединить в один четыре платежа — индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы, взносы в ФСМС и ГФСС. И его уплата, как сказала министр на заседании Правительства РК, «будет означать автоматическую регистрацию деятельности и участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения».
Специальный налоговый режим будет призван упростить регистрацию и легализацию деятельности неформально занятых. Таким образом, эти люди смогут погашать четыре платежа в «одном окне» и по одному документу.
Хотим отметить также, что Нуржан Альтаев, вице-министр труда и социальной защиты населения, озвучил предложение, которое он назвал одним из основных: сделать ЕСП размером в один месячный расчетный показатель (2405 тенге в 2018 году, — прим. ред.). Также он говорил о том, что рассматриваются варианты деления на города и села, то есть предполагается, что в городе может быть один платеж, «который будет чуть выше», в селе — другой, возможно, 0,5 МРП.
Мы считаем, что государство должно продемонстрировать лояльность и поддержать эту категорию населения, поощрить выход самозанятых из тени путем создания благоприятных условий труда и их улучшения, чтобы люди начали зарабатывать больше и стабильно.
— Какие плюсы и риски вы видите в таком инструменте, как единый совокупный платеж для самозанятых?
— Рисками является то, что государство должно тщательно подготовиться к воплощению такого масштабного проекта в жизнь и определить точные сроки, продумать все возможные льготы и поощрения для вывода самозанятых из тени, чтобы прежде всего им самим было выгодно легализоваться. Возможными рычагами могут быть предоставление социальных льгот взамен уплаты ЕСП
Плюсы данного режима — упрощение регистрации и легализации деятельности неформально занятых. Также упрощение погашения платежа через оплату четырех платежей в «одном окне» и по одному документу.