Продажи смартфонов по итогам первого квартала 2018 года в Казахстане в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показали незначительный рост в количественном выражении — в районе 7,5%. Если брать весь мобильный рынок, включив так называемые кнопочные телефоны, то он и вовсе просел — годовое снижение отмечено в 1,5%. Но в стоимостном выражении наблюдается обратная ситуация — рост рынка смартфонов составляет более 23%. Об этом «Капитал.kz» сообщил глава представительства аналитической компании IDC в Центральной Азии и Азербайджане Андрей Беклемишев.
Кем и как поделен рынок?
«По сравнению с прошлым годом можно отметить два крупных изменения. Во-первых, доля LG упала почти на треть. В большей степени это связано с ухудшением brand value этого вендора. Более агрессивная маркетинговая политика другого „корейца“ — Samsung, — а также китайских производителей снизила долю LG. Второй момент как раз связан с китайским брендом Huawei, который довольно резко забрал долю рынка в 13%, став вторым после Samsung, традиционно лидирующего на рынке Казахстана с долей в 47%», — комментирует Андрей Беклемишев.
По мнению IDC, в ближайшие годы можно ожидать рост «китайской четверки» — это Huawei, которая уже довольно сильно заявила о себе, Xiaomi, Oppo, Meizu. Китайские бренды хорошо зарекомендовали себя в последние годы, в частности, в соотношении «цена — качество — инновации».
На аппараты под управлением операционной системы Android в продажах пришлось 89,6%, iOS — 10,4%. По сравнению с прошлым годом изменения долей этих операционных систем произошли незначительные.
Что ждет рынок смартфонов в Казахстане?
Недавно IDC опубликовала прогноз по мировому рынку смартфонов на текущий и последующие годы. По уточненным данным, в 2017 году отгрузки «умных» сотовых аппаратов в глобальном масштабе составили 1,465 млрд штук. Падение по сравнению с 2016-м оказалось на уровне 0,3%. Отрасль смартфонов, по мнению экспертов IDC, вернется к росту в 2019 году.
«Да, действительно, в мире наблюдается небольшой спад в продажах смартфонов. Это связано с некоторой трансформацией в предпочтении покупателей, которые все больше отдают предпочтение более дорогим моделям. Отмечается снижение выпуска производителями смартфонов ценового сегмента ниже $100, а также аппаратов с экранами меньше 5 дюймов. Если в количественном выражении заметен спад на рынке, то в стоимостном он однозначно растет за счет перехода покупателя на премиум-сегменты», — объясняет Андрей Беклемишев.
Казахстан, по его словам, в целом находится на волне мировых трендов, если говорить о предпочтениях покупателей.
«Но этот тренд имеет небольшой временной лаг. Так, по сравнению с Россией, к примеру, это отставание может достигать года, а по сравнению с мировыми тенденциями и того больше. Это связано, прежде всего, с наличием вендоров на территории страны. У нас таких не очень много, и самый яркий пример тому Samsung. Большинство брендов у нас представлено через дистрибутивную систему, которая, естественно, намного слабее в плане широты и глубины маркетинговых кампаний, а также последовательных и непрерывных стратегий продаж. Как пример можно привести Huawei, отмеченный выше, который благодаря активной рекламной и имиджевой кампании в течение года стремительно ворвался на рынок смартфонов Казахстана, потеснив даже Apple и LG», — рассказывает эксперт.
В 2018 году IDC прогнозирует небольшой рост продаж в РК в количественном выражении по сравнению с 2017-м. «Но отмечу, что в стоимостном выражении рост будет значительно выше. Это связано со все большим переходом консьюмеров на более дорогие сегменты смартфонов», — прогнозирует Андрей Беклемишев.