Российский производитель драгоценных металлов Polymetal International plc («Полиметалл») получил Восточно-Тарутинское месторождение в Казахстане. Компания добивалась его восемь лет. Взамен она отдала свою (российскую) часть трансграничного месторождения «Русской медной компании» (РМК). Смысл сделки в том, что, гипотетически, РМК сможет улучшить ресурсную базу для Михеевского ГОКа, Polymetal — для Варваринской ЗИФ (золотоизвлекательная фабрика, — ред.), а перевозка руды после обмена будет удобнее для обеих компаний.
«Полиметалл» и РМК распространили 17 апреля нынешнего года заявление о том, что обмениваются активами на трансграничном месторождении Тарутинское. «В результате сделки „Полиметалл“ получит 85% в ТОО „Тарутинское“, которое владеет лицензией на разработку золотомедного месторождения Восточно-Тарутинское в Казахстане. В обмен на это „Полиметалл“ передаст РМК 100% в ООО „Восточный Базис“, которому принадлежит лицензия на разработку золотомедного месторождения Тарутинское в Российской Федерации. Сделка представляет собой обмен активами и не предусматривает дополнительных платежей или отложенного вознаграждения. Ожидается, что закрытие произойдет во II квартале 2018 года при условии получения разрешений от органов власти и выполнения отлагательных условий», — говорится в релизе Polymetal.
Впервые «Полиметалл» заявил, что намерен купить казахстанскую часть Тарутинского еще в октябре 2010 года. Развивать Тарутинское надо было для того, чтобы обеспечить рудой фабрику на Варваринском проекте. Его российская компания приобрела у британской Orsu Metals в 2009 году. На самом Варваринском руда бедная, с содержанием золота около 1 г/т, поэтому дополнительные источники для питания фабрики почти с самого начала работы предприятия владельцы искали по всему Казахстану.
Однако с бизнесменом Тахиржаном Баратовым, контролировавшим тогда казахстанскую часть Тарутинского — Восточно-Тарутинское, — Polymetal не сошелся в цене, анонсированная сделка сорвалась.
На тот момент уже было известно, что месторождение находится по обе стороны от границы, поэтому «Полиметалл» принял участие в аукционе на российскую часть Тарутинского в сентябре 2011 года. Соперником компании выступило АО «Томинский ГОК» (входит в РМК Игоря Алтушкина). Аукцион выиграла РМК, предложив 1,7 млрд рублей (почти в девять раз больше стартовой цены), но от лицензии затем отказалась.
Второй раз «Полиметалл» зашел на Тарутинское с российской стороны в сентябре 2013 года. ООО «Восточный Базис», где «Полиметалл» принадлежало 25% (к 2017 году компания довела свою долю до 100%), выиграло конкурс на право разработки месторождения Тарутинское, заплатив за лицензию всего 15 млн руб. Гендиректор «Полиметалла» Виталий Несис тогда сделал вид, что казахстанская часть месторождения компании неинтересна: «Сначала нужно разведать российскую часть, а потом задумываться. Пока нет результатов геологоразведки одной части, другая не нужна», — заявил он в октябре 2013 года на форуме MINEX (цитата по ПРАЙМ).
Ирония ситуации была в том, что уже к августу 2011 года казахстанское ТОО «Тарутинское», которому принадлежала лицензия на Восточно-Тарутинское, договорилось о долговом финансировании с «Русской медной компанией». Одна из «дочек» РМК выдала несколько кредитов на геологоразведочные работы. По итогам 2016 года обязательства «Тарутинского» составили около 1,33 млрд тенге. Благодаря деньгам от РМК казахстанская компания пробурила 18 км скважин и утвердила запасы по категории С1 в ГКЗ. Правда, в официальных релизах приводятся данные по ресурсам: по JORC они оцениваются в «6,4 млн тонн руды при содержании меди 1,06% (68 тыс. тонн) и 0,07 г/т золота (450 кг)». В 2017 году г-н Баратов уступил РМК свою долю (85%) в «Тарутинском».
«Полиметалл» тоже проводил ГРР на своей территории. В релизе приведены данные подсчета для ГКЗ, но без указания категорий (4,6 млн тонн руды при содержании меди 1,39% (63,7 тыс. тонн) и 0,09 г/т золота (420,8 кг). Однако, по данным таблицы «Полиметалла» о ресурсах и запасах на 1 января 2018 года, запасы российской части Тарутинского по категории Probable составляют лишь 890 тыс. тонн руды с содержанием золота 0,1 г/т и меди — 1,6% (14,24 тыс. тонн меди и 89 кг золота).
Вдобавок могло возникнуть положение, когда каждая компания должна была бы вывозить руду на свои предприятия в объезд и через границу. Знакомые с ситуацией гадали, победой какой компании она может завершиться.
История завершилась обменом активами. Правда, значение их для компаний разное. Мощность Михеевского ГОКа, на который предполагается перевозить руду с российской части Тарутинского, составляет около 18 млн тонн в год, так что все запасы, подсчитанные «Полиметаллом», он теоретически может переработать за две недели. Какая доля ресурсов перейдет в запасы на Восточно-Тарутинском, пока неизвестно. Но если предположить, что запасами станут более 80% ресурсов (как в российской части), то количество руды для переработки может составить около 5,5−5,7 млн тонн. При мощности флотационной линии около 1 млн тонн этого количества может хватить примерно на пять лет работы Варваринского.
Возможное объяснение, почему РМК согласилась на неравный обмен (получит примерно в пять раз меньше, чем отдаст), заключается в том, что компания усомнилась в верности подсчета ресурсов и запасов на Восточно-Тарутинском. «Полиметалл» также планирует данные перепроверить.