С постепенным выходом экономики Казахстана из кризиса, торговля в розничных точках продаж в текущем году набирает обороты. Так, по итогам 11 месяцев объемы ретейла достигли уже 7,77 трлн тенге — сразу на 15,3% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. С учетом инфляции, рост физических объемов розничной торговли составил 6,1%.
Для сравнения, по итогам 2016 года реальный годовой рост составлял всего 2%, по итогам 2015 и вовсе наблюдался спад объемов на 2,5%. Такие данные приводит energyprom.kz.
Растет и оптовая торговля, хотя и не столь быстрыми темпами. За январь-ноябрь ее объемы достигли 17,08 трлн тенге — на 7,7% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Реальный рост составил с учетом инфляции всего 1,2%, но по сравнению с прошлым годом и это позитивный показатель.
Так, по итогам 2016 года в оптовой торговле отмечался спад показателей на 4% к 2015 году (ИФО — 96%).
Валовая добавленная стоимость торговли достигла по итогам января-сентября 2017 года 5,3 трлн тенге — на 3% больше, чем годом ранее. Это лучше прошлогодних показателей: по итогам 2016 года ВДС торговли показывала спад на 2% к 2015 году. Впрочем, общий реальный рост ВВП РК в текущем году (за 3 квартала) составлял 4,3%.
Таким образом, несмотря на рост, доля оптовой и розничной торговли в ВВП страны составила по итогам 3 кварталов всего 15,7% (для сравнения, по итогам 2016 года было 16,8%, в 2015 — 17,1%).
В целом это позитивный результат, так как доля торговли сократилась не за счет спада в отрасли, а за счет усиленного роста реального сектора: так, ВДС в сфере производства товаров достигла по итогам января-сентября текущего года 12,81 трлн тенге, сразу +6,8% к аналогичному периоду годом ранее, что составило уже 37,6% от ВВП против 36,5% по итогам 2016 года.
В III квартале 2017 года КС МНЭ РК было проведено выборочное обследование 1465 торговых предприятий, в том числе 621 предприятие розничной торговли (42% от общего числа опрошенных), 832 — оптовой торговли (57%) и 12 — торгового посредничества (1%).
По сравнению с предыдущим кварталом, по оценкам респондентов, торговая сеть несколько изменилась. Так, об увеличении числа торговых точек заявили 2% оптовиков и 2% предприятий ретейла, о росте торговых площадей — 1% оптовых и 2% розничных торговых компаний. Уменьшение числа торговых точек наблюдается для 2% оптовых и 4% розничных предприятий, сокращение площадей — для 2% оптовых и 3% розничных.
В IV квартале 2017 года, по мнению предпринимателей, ожидается улучшение экономической конъюнктуры торговых предприятий.