Сегодня рынок телекоммуникационных услуг является одним из важнейших секторов для многих отраслей экономики. Его объем превышает 600 млрд тенге. Как крупнейший оператор телеком-сервисов выстраивает отношения с корпоративным направлением? Для чего было решено разделить бизнес-направление компании на В2С- и В2В-сегменты и какие услуги в корпоративном секторе активно развивает компания — об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Рафаэль Абыханов, главный директор по корпоративному сегменту АО «Казахтелеком».
— Рафаэль Еламанович, в 2016 «Казахтелеком» объявил о новой стратегии ведения бизнеса. В чем заключаются новый подход к работе и модернизация бизнес-модели компании?
— Наша компания постоянно обновляется, в настоящее время мы проходим сложный, но интересный путь трансформации. Действительно, «Казахтелеком» объявил о новой стратегии развития, и базироваться она будет на направлениях: супермаркет услуг, информационный фундамент бизнеса, интегрированный оператор, новая и эффективная бизнес-модель. Отмечу, что совершенствование модели ведения бизнеса и оценка эффективности процессов начаты в ходе запуска масштабной и комплексной программы трансформации «Өрлеу». Третий год подряд мы активно внедряем инновационные решения, сохраняя при этом уровень предоставления традиционных услуг связи, работаем на опережение, выявляя потребности клиентов.
Безусловно, совершенствование стратегии, структуры, а также бизнес-процессов привело к ряду изменений. Это обусловлено тем, что мы хотим перейти от продуктового подхода к клиенто- и сегментоориентированному, развивать операторский бизнес, и нам уже удалось значительно повысить эффективность за счет централизации отдельных функций. Сегодня компания совершила огромный скачок от функций оператора фиксированной связи к мультисервисному поставщику услуг с расширенной продуктовой линейкой. Что касается сектора В2С, то мы сосредоточены на предоставлении комплексных инфокоммуникационных решений для различных типов корпоративных клиентов.
Если говорить об освоении новых бизнесов, компания рассматривает возможность диверсификации и вхождения в смежные сферы — я подразумеваю услуги в финансовой сфере, электронном образовании, электронной коммерции, M2M, участие в цифровизации экономики, коммерциализации Big Data.
В операторском сегменте компания ставит перед собой задачи по удержанию объемов транзита из стран Центральной Азии и развитию новых международных маршрутов из Европы в Китай.
В конечном итоге, помимо предоставления качественно новых сервисов, в «Казахтелекоме» будет продолжена работа по увеличению акционерной стоимости компании, обозначенная в Стратегии до 2025 года.
— Что изменилось в процессе трансформации непосредственно в том направлении, которое вы курируете?
— Отмечу, что сейчас в корпоративном сегменте у нас более 800 клиентов по всему Казахстану, среди них банки, компании государственного и квазигосударственного секторов, частный бизнес.
Из наиболее значимых в корпоративном сегменте я бы отметил персонализированный подход в обслуживании. Теперь в центрах корпоративных продаж каждому клиенту назначается персональный менеджер, задачей которого является всестороннее содействие и учет всех пожеланий клиента. Другими словами, менеджеры на местах несут персональную ответственность за качество услуг, и вся история запросов концентрируется у одного специалиста, а клиенту нет необходимости уточнять, кто может помочь ему по тому или иному вопросу.
Помимо этого, произведен ряд внутренних преобразований, результатами которых будет более качественное и оперативное обслуживание клиентов сегментов B2B и B2G. Мы хотим стать оператором больших возможностей для бизнеса.
— Поясните, с какой целью было решено разделить бизнес-направление компании на В2С- и В2В-сегменты? Как это должно повлиять на дальнейшую работу компании?
— Действительно, с недавних пор изменена структура коммерческого блока центрального аппарата: создано два дивизиона, один из которых будет заниматься маркетингом, продажами и сервисом в корпоративном сегменте, а второй — на массовом розничном рынке.
Принята программа по инвестициям в сегмент B2B, что раскрывает возможности для развития продаж. Не только мы, но и наши партнеры смогут зарабатывать при помощи инфраструктуры «Казахтелекома».
Зачем мы это сделали и какие преимущества у этого подхода перед прежней структурой? В целом это упрощает управление эффективностью компании. Повышается ответственность руководителей и работников за результат. Мы отказываемся от сложной системы согласования, и все важные решения будут приниматься оперативно, а вслед за этим будут быстрее реализовываться на практике изменения и улучшения. Все это должно стимулировать максимально проактивную и конструктивную работу. Каждый из дивизионов, фокусируясь на своем сегменте, будет досконально знать потребности своих клиентов, а это даст возможность быстро реагировать на запросы рынка.
- Какие услуги в корпоративном сегменте сейчас активно развивает «Казахтелеком»?
— В первую очередь развиваются услуги сетевой безопасности клиента и его инфраструктуры. Данный запрос возник из общемировой тенденции по возникновению сетевых угроз. Работа по противодействию атакам и угрозам требует нестандартного подхода. Например, что DDOS-атаки — это классические атаки, но помимо защиты от них имеются сервисы по нахождению уязвимых сторон у корпоративных клиентов. Да и современный клиент предъявляет иные требования, чем 3−5 лет назад. Сегодня клиенты обращаются к операторам связи не только за хранением и обработкой данных, сетевыми ресурсами, но и за обеспечением безопасности и своевременным реагированием на инциденты. В этом случае оператор берет на себя работу по мониторингу и реагированию, проводит комплексную работу со своими клиентами по изучению характера сетевых угроз, методов защиты и дальнейшую тактику по обеспечению стабильности бизнеса клиента. Мы видим перспективу в данной нише. Популярными остаются услуги центров обработки и хранения данных.
— К слову, о дата-центрах, удалось ли повысить уровень доверия к облачным технологиям? Напомним, еще 5 лет назад предприниматели предпочитали строить инфраструктуру самостоятельно. Какова ситуация сейчас?
— Действительно, 5−7 лет назад присутствовало некоторое сомнение в надежности облачных сервисов, связанное с низкой информированностью об услугах и страхом потери физического контроля над своими IT-системами. Сейчас благодаря программе «Цифровой Казахстан», а также под влиянием глобальных экономических изменений крупные игроки рынка — к ним относятся недропользователи, финансовый сектор
Отмечу, что определить степень доверия и лояльности к тому или иному виду услуг можно в том числе и по частоте обращений клиентов. Так, средняя загруженность дата-центров на сегодняшний день приблизительно равна 80% от технических возможностей, однако все больше представителей крупного, малого и среднего бизнеса проявляют интерес к облачным технологиям, стремятся перенести свои вычислительные мощности в «облако», что снижает физическую загруженность центров обработки данных.
При этом 82% дата-центров, которые обслуживают серверы текущего казахстанского бизнеса, расположены на площадках «Казахтелекома», в том числе в Павлодаре и Акколе, где действуют крупные центры обработки данных с уровнем надежности класса Tier III и Tier II.
— Расскажите, пожалуйста, что предпринимается компанией для эффективной реализации транзитного потенциала?
— Развитию транзитного потенциала республики и увеличению транзитных телекоммуникационных потоков через Казахстан уделяется отдельное внимание. Наша компания располагает сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, соединяющих все приграничные участки, соединяя Китай и Россию, а также среднеазиатские республики с Россией с выходом на Европу. Эта магистраль имеет большую пропускную способность и уникальные технологические параметры, например, минимальное время задержки в связи с тем, что сам транзитный маршрут наиболее короткий, по сравнению с альтернативными маршрутами. Мы полностью модернизировали оборудование по маршруту, увеличили пропускную способность и улучшили качественные параметры передачи сигнала, с уверенностью могу заявить, что технологически компания предоставляет лучшее предложение на рынке.
Действует два проекта, запущенных совместно с партнерами по предоставлению транзитных емкостей на направлении Европа — Юго-Восточная Азия — DREAM и REAL. В текущем году продажи емкостей на направлении Европа — ЮВА увеличены более чем в 1,5 раза. Ежегодно заключаются новые соглашения, мы увеличиваем долю пропуска трафика по этому маршруту. Таким образом, можно сказать, что компания, несмотря на сложную ситуацию на мировом рынке, сохранила высокие темпы развития в данном направлении деятельности.