Механизм возмещения налога на добавленную стоимость в Казахстане будет совершенствоваться и упрощаться. Об этом на совместном заседании палат Парламента заявил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, отвечая на вопрос депутата Нуртая Сабильянова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Депутаты неоднократно поднимали вопрос о необходимости пересмотра механизма возмещения налога на добавленную стоимость. Еще в 2012 году при рассмотрении отчета за 2011 год мы обращали внимание правительства на то, что увеличение суммы НДС за предыдущие годы может стать значительным бременем для бюджета и если раньше бюджет выплачивал по 400−500 млрд тенге, то в 2016 году, по данным Счетного Комитета, на рассмотрении органов государственных доходов находилось около 2 тыс. требований по возврату НДС на сумму почти 1 трлн 200 млрд тенге. Если такая тенденция продолжится, то через год бюджет будет выплачивать 2−3 трлн тенге. И не надо быть знатоком, чтобы предположить, как это скажется на доходной части бюджета. Планирует ли правительство менять подходы по возврату налога на добавленную стоимость. Если да, то как изменится методология?» — поинтересовался депутат.
В свою очередь Бакытжан Сагинтаев сообщил, что в связи с многочисленными нареканиями со стороны бизнеса методика возврата НДС пересматривается.
«Сейчас 70% автоматом возвращается крупному (бизнесу. — Ред.), по остальным 30% идет проверка. Если какие-то нарушения и находятся, то уже ранее выплаченные 70% подвергаются штрафным санкциям. В пилотном режиме начали применять электронные счета-фактуры, кто работает по этой схеме, проверка осуществляется в рамках 30 дней. Также отрабатываем вопрос применения больших данных. В любом случае, сумма будет возвращаться честным товаропроизводителям», — ответил Бакытжан Сагинтаев.
По словам премьер-министра, НДС — очень сложный по администрированию налог. Однако со следующего года озвученная схема будет применяться только в отношении крупных компаний, а с 2019 года под данный механизм попадут остальные участники рынка.
«И говорить о том, что мы не будем возвращать НДС, наверное, было бы неправильно, так как сегодня у нас растет экономика, инвестиции, следовательно, растет экспорт. Все наши добросовестные экспортеры, мы сегодня мониторим 300 крупных компаний, после поставки своей продукции в обязательном порядке предъявляют нам (счета. — Ред.) по возврату суммы НДС. Поэтому мы тщательно эти вопросы рассматриваем», — пояснил Бакытжан Сагинтаев.
При этом премьер-министр признал, что со стороны экспортеров поступают претензии «в связи с тем, что нами не во время возвращаются суммы НДС». Однако на это есть веская причина — проверка лжепредпринимателей.
«Приходится перепроверять по очень „длинному колену“. Очень часто бизнес поднимает вопрос по лжепредпринимательству. Именно как раз при возврате НДС и принимаются вот эти кривые неправильные схемы по возврату, поэтому долгий процесс возврата и проверки. Если посмотреть ежегодную статистику, то получается, что 500−600 млрд тенге — это тот объем, который после окончательной проверки предъявляется к возврату», — заявил глава правительства.