Ватикан принял приглашение поучаствовать в ЭКСПО-2017 в апреле прошлого года. Главная цель участия — продвижение идей общего блага и укрепления положительного отношения общества к «зеленой» энергии. Как выставки ЭКСПО могут улучшить жизни людей? Сможет ли использование «зеленой» энергии восстановить планету и спасти ее от катастрофы? «Капитал.kz» задал эти вопросы Его Высокопреосвященству кардиналу Питеру Тарксону, главному комиссару Святого Престола на ЭКСПО-2017.
— Ватикан регулярно участвовал во Всемирных выставках, начиная с Большой выставки в Лондоне в 1851 году. Обобщая весь прошлый опыт участия в ЭКСПО, что было удачным, а что не получилось?
— Что такое удача и неудача для участника ЭКСПО? Для одних все определяется количеством посетителей павильона. Для других это может быть количество твитов, проданных сувениров, длина очереди напротив павильона и так далее. Я поделюсь некоторым опытом Ватикана, чтобы вы сами сделали вывод. Например, в 1964 году Ватикан передал «Пьету» («Оплакивание Христа» — прим. авт.), знаменитую статую Микеланджело, которая собрала огромную толпу посетителей. В 2015 году Ватикан получил приз за оформление павильона на миланской ЭКСПО от Международного бюро выставок.
Ватикан очень ценит официальное признание, но участие в ЭКСПО обусловлено дополнительными принципами и соображениями. Святой Престол по возможности использовал свои экспонаты и оформление павильона, чтобы создать момент встречи с новыми реалиями и новой культурой для посетителей, чтобы поднять осведомленность о проблемах, создать дискуссию и бросить вызов убеждениям или образу жизни, способствовать новым открытиям и вдохновить посетителей на достижение национального и глобального общего блага, а также взглянуть на проблемы и темы ЭКСПО, которые могут остаться без внимания.
В любом случае для Ватикана ЭКСПО не может быть сведена к хаотичным и ярким выставкам ради развлечения, временным торговым центрам с оригинальной продукцией и так далее. ЭКСПО соединяет людей, напоминая, что человечество — это семья, и мы должны время от времени собираться, чтобы позаботиться об общих нуждах и спланировать свое будущее.
— Как вы думаете, международные выставки на экологические темы меняют что-то в жизни общества?
— Да, всемирные выставки на темы экологии могут поменять многое в жизни общества. Изменение любого рода — это переход: движение от настоящего опыта или состояния вещей к чему-то новому. Но это не всегда означает, что новое качественно лучше старого. Если изменение означает улучшение прежней ситуации и переход к качественно лучшему положению дел, то оно должно быть проработано. ЭКСПО может помочь таким продуманным изменениям. ЭКСПО и ее павильоны всегда стремятся рассказать историю, которая характеризуется инновациями. Эти новшества рассказывают о том, как хороша была бы жизнь, если бы были внедрены новые продукты, новые подходы или пути принятия решений. Поэтому мировые выставки действительно способны менять положение вещей. Но, очевидно, важно поощрять людей к принятию инноваций, а для этого требуется просвещение. И ЭКСПО делает это очень массово и эффективно. Каждый посетитель павильона словно приходит на учебную сессию: он встречается с разными людьми, получает информацию о новых вещах. Посетителям показывают конкретное применение технологий и привлекательные результаты. Если такой процесс обучения на ЭКСПО будет сделан эффективно, то это может многое изменить в жизни общества.
— ЭКСПО-2017 посвящена теме энергии будущего как возможности восстановить экологию Земли. Некоторые ученые считают, что у человечества нет шансов остановить глобальное потепление. Что вы думаете о таких пессимистических прогнозах? Вы верите в будущее планеты?
— Верю ли я в будущее планеты? Конечно, да. Я, как христианин, верю в то, что мир создан любовью Бога, я верю, что судьба планеты определяется не только человеком и его использованием этой планеты, как бы вредно оно ни было. Планета — это общий дом человечества.
Я точно знаю об ученых, которые верят, что изменение климата и глобальное потепление реальны. Но я также знаю нескольких ученых из разных сфер науки, которые стараются повысить осведомленность об экологических угрозах и продвигают изменение образа жизни и наших основных парадигм развития.
«Пессимистичные прогнозы», я думаю, относятся к ученым, которые не видят шансов на предотвращение глобального потепления. Но в действительности это неправда, и я поясню это в заключение моего ответа. Мне кажется, некоторые ученые используют предупреждения, иногда формулируя их в апокалиптичной форме, и призывают людей изменить курс развития, потому что нынешний курс может стать катастрофой. Такие предупреждения звучат также и от религиозных лидеров: от Папы Франциска, Патриарха Варфоломея и от спикеров Исламской конференции в Стамбуле осенью 2015 года.
Патриарх Варфоломей говорит, что человечество «грешит» против созидания. Папа Франциск использует тот же язык и добавляет, что человечество встречает важный кризис, который требует немедленного и согласованного ответа. И все же он оптимистичен в том, что у человеческой семьи есть все необходимое для выхода из кризиса. Поскольку климат — это всеобщее благо, Папа Франциск видит в климатических проблемах глобальный вызов, который требует столь же глобального ответа. Такой глобальный ответ отражен в действиях ООН: организация приняла цели устойчивого развития (ЦУР) на собрании в Аддис-Абебе в июле 2015 года, чтобы найти источник для фондирования ЦУР. Парижская конференция по климату в 2015 году подстегнула нас поддержать следующую парижскую конференцию COP 21 уже в декабре 2015 года, которая приняла обязательства по борьбе с глобальным потеплением. Встреча глав государств в рамках ООН в феврале 2016 закончилась подписанием соглашения COP 21. Последняя встреча COP 22 прошла в Марракеше в ноябре 2016 года. Все эти действия показывают глобальную солидарность и поддержку всеобщего блага, поэтому у человечества есть шанс остановить изменения климата и глобальное потепление.
Полная версия интервью с кардиналом Тарксоном была получена в марте 2017 года. Капитал.kz выбрал основные моменты беседы и перевел их на русский язык.