Рост экономики Казахстана восстанавливается, причем достаточно быстрыми темпами. По предварительным данным, за I квартал текущего года ВВП страны вырос на 3,4% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, рост национальной экономики в январе-марте 2017 года вернулся к докризисным уровням 2014 года (I квартал). Такие данные приводит ranking.kz.
Однако пока говорить о полном восстановлении не приходится. В Казахстане назрела необходимость решить ряд важнейших вопросов, чтобы поставить экономику на новые рельсы.
По мнению экономиста Магбата Спанова, есть ряд сложностей. Первая из них — это политическая система, которая сегодня существует в Казахстане, тормозит экономическое развитие. То есть без политической свободы не бывает экономической свободы. Однако, подчеркнул экономист, в этом году запускается политическая реформа, но все же, признает он, этого недостаточно. «Для того чтобы совершили рывок, необходима гражданская поддержка, чтобы общество поддерживало реформы. Не должны саботироваться инициативы, исходящие сверху, общество должно принимать участие в решении важных вопросов для страны», — считает Магбат Спанов.
«Второй вопрос — наша экономика сугубо монополизирована, те или иные группы влияния не дают возможности развивать конкуренцию», — продолжает эксперт. Должны быть определенные правила, которым нужно следовать всем, но все же экономическая свобода должна быть. Эту среду надо создавать общими усилиями. Третьим фактором Магбат Спанов назвал необходимость реформирования таких фондов, как «Самрук-Казына» и «Байтерек». Четвертым фактором, по мнению экономиста, является необходимость изменения правовой системы. «Иногда судебную систему сегодня используют для решения личных или корпоративных интересов. Этого допускать нельзя», — пояснил он.
Относительно реорганизации холдинга «Байтерек» и фонда «Самрук-Казына» Марат Каирленов, директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, считает, что проблема не столько в этих компаниях, сколько в создании среды для оценки их деятельности, в том числе через KPI для оценки деятельности менеджерских команд этих холдингов. «Проблема не в том, есть эти компании (управляющие компании) или нет (то есть правительству будет напрямую подчиняться не три холдинга, а 15 нацкомпаний и сотни их дочерних и/или внучатых компаний), вопрос в том, какие KPI они выполняют. Отсюда разумно требовать повышения прозрачности деятельности и персональной ответственности руководства холдинга и нацкомпаний», — пояснил экономист.
Марат Каирленов выделил два противоречивых тренда. «С одной стороны, это высокий уровень огосударствления экономики, наследие периода увлечения идеями госкапитализма, когда у нас во всех сферах очень много госкомпаний — дочерних, внучатых. С другой стороны, у нас в экономике большие риски — начиная от нестабильности в законодательстве и заканчивая высокими ставками по кредитам», — пояснил он. Марат Каирленов добавил, что следующий фактор, который тормозит экономику, — относительно небольшой спрос в экономике и к тому же географически разбросанный по окраинам страны. По его мнению, одним из вариантов решения этих вопросов является необходимость расширять поле для цивилизованной рыночной конкуренции, проводя приватизацию. Второе — снижать риски в экономике и повышать доступность кредитов, через повышение предсказуемости изменений законодательства и эффективности инструментов господдержки. Третье — необходимо стимулировать спрос. «Шире использовать возможности закупок государственного и квазигосударственного сектора. К примеру, у нас есть неплохой опыт в части развития фармпроизводства — с долгосрочными заказами и четкой ориентацией на экспорт продукции», — напомнил он.