Казахстан — это ворота в Азию, с которой Латвийская железная дорога значительным образом связывает свое развитие в будущем. Одним из основных направлений, в котором работают сейчас ЛЖД и ее дочерняя компания ООО «LDz Loģistika», являются перевозки из Китая. И Казахстану в развитии этого направления принадлежит ключевая роль.
Эдвин Берзиньш, специалист с большим опытом управления железной дорогой, а на сегодняшний день президент и председатель правления Latvijas dzelzceļš, рассказал о перспективных планах развития компании и роли Казахстана в их реализации.
Все дороги ведут в Поднебесную
Казахстан — один из важнейших партнеров Латвийской железной дороги в международных грузовых перевозках. В экспортно-импортных отношениях Казахстана и Латвии преобладают нефтепродукты, металлы и ферросплавы, а также продовольствие, зерно и другие грузы. С 2003 года между странами курсирует регулярный контейнерный поезд «Балтика Транзит».
Сейчас создаются новые маршруты между Китаем и Латвией через Казахстан. По этой причине логично и активное участие латвийского железнодорожного концерна в выставке «EXPO Astana 2017». Платформа EXPO станет отличной возможностью для прямых переговоров как с нынешними, так и с потенциальными партнерами.
Латвия начала осваивать азиатский рынок. В конце прошлого года в Ригу привезли тестовый поезд из китайского города Иу, что официально обозначило новый транзитный коридор на карте транспортировки товаров из Азии. Российские железные дороги, в сотрудничестве с которыми ЛЖД обеспечивает данный маршрут, уже включили его в свой официальный план формирования поездов.
В то же время в 2017 году началась работа над созданием и тестированием ряда новых маршрутов, в том числе между казахстанско-китайскими пограничными пунктами «Достык» и «Алтынколь». Одновременно ЛЖД обеспечивает доставку отдельных групп вагонов в Латвию. Также в планах в этом году привести первый грузовой поезд из Индии, что открывает новые возможности будущего сотрудничества в более обширном регионе.
Участие в выставке EXPO 2017 даст возможность провести переговоры с потенциальными партнерами как в Казахстане, так и в других странах Азии, чтобы привлечь большие объемы грузов к новым транспортным коридорам и сформировать новые долгосрочные партнерские отношения.
Экологичность транспорта — основное направление развития
Железная дорога сама по себе — один из самых зеленых видов транспорта: один локомотив способен перевезти столько же грузов, сколько 150 грузовых автомашин. Сейчас железная дорога создает лишь порядка 8% от общего объема выбросов СО2 транспортной отрасли. Однако, стремясь сделать железную дорогу еще более дружественной окружающей среде, LDz планирует проект электрификации латвийской железнодорожной сети.
Правительство страны уже утвердило первый этап проекта электрификации Латвийской железной дороги, которым предусматривается к 2023 году электрифицировать железнодорожные линии от Резекне и Даугавпилса на Ригу. По окончании электрификации линий железной дороги эта отрасль в Латвии станет еще более экологичной.
В 2016 году общий объем выбросов СО2, создаваемый локомотивами, был немногим больше 150 тыс. т. Однако инвестиционный проект электрификации железнодорожной сети на территории Латвии вносит значительный вклад в процесс снижения вредных выбросов. В прогнозах специалистов снижение выбросов СО2 до 45−46 тонн в год, а выбросов NOx — до 409−417 тонн в год.
«Локомотив будущего» на страже безопасности окружающей среды
Второй значительный проект, который реализует концерн Latvijas dzelzceļš в тесном сотрудничестве с учеными, — создание локомотива, работающего на альтернативном топливе — водороде. В ходе проекта будут модернизированы три маневровых локомотива ЧМЭ3М. Проект также предусматривает создание мультитопливной инфраструктуры заправки локомотивов (CNG, H2), использовать которую мог бы и автотранспорт.
Этот маневровый локомотив необходим для формирования поездов и других вспомогательных работ. Это экспериментальный проект, поэтому о скорости и других точных технических параметрах говорить еще преждевременно. Если новая разработка покажет себя достаточно эффективной, можно будет оценить и возможности модернизации магистральных локомотивов по аналогичному принципу.
В настоящее время идет работа над созданием прототипа первого локомотива, после чего можно будет судить о возможностях его использования и затратах на массовую модернизацию. Для проекта «Создание водородного маневрового локомотива и строительство заправочной станции» концерн LDz планирует использовать финансирование программы ЕС «Инструмент соединения европейской инфраструктуры» в размере 19,3 млн евро.
До сих пор только в Германии есть первый в мире водородный пассажирский поезд. У нашего же локомотива есть шанс стать первым в мире водородным локомотивом, предназначенным для вождения грузовых поездов. Поэтому в случае успешного завершения проекта он станет важным шагом в развитии транспортной отрасли, если судить с точки зрения снижения расходов и влияния на среду.
На выставке ЕХРО 2017 в Астане будет представлен макет водородного локомотива. Сам локомотив еще не построен, однако и макет даст представление о том, как будет выглядеть и функционировать локомотив будущего.