«Колёсников в мире меньше, чем космонавтов», — говоря это, Артур Хачатурян, генеральный директор Railways Systems KZ, шутит. Но лишь отчасти. Его слова отражают реальность: на территории СНГ, например, железнодорожные колеса и стрелочные переводы выпускают всего несколько заводов, а конкретно в Центральной Азии — один, экибастузский завод железнодорожного оборудования «Проммашкомплект». Лет десять назад никто и представить не мог, что в Казахстане будут производить такую продукцию. Завод открыли пять лет назад по Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития РК (ГПФИИР). О высокоточном производстве, уникальной продукции и перспективах казахстанского производителя рассказали во время пресс-тура на завод.
Как все начиналось
С Артуром Хачатуряном мы разговариваем в галерее между производственным цехом и административным зданием. О том, что было раньше на том месте, где сейчас стоит «Проммашкомплект», напоминают фотографии на стенах. Полуразрушенный заброшенный ремонтно-механический завод, горы мусора… Сейчас — светлые теплые цеха, цветы в горшках прямо в производственных помещениях.
«Раньше мы были исключительно коммерческой компанией, крупным поставщиком железнодорожной продукции в Казахстан, поставляли в частности для «Қазақстан темiр жолы». В 2008 году акционеры решили создать собственное производство. Получили поддержку государства — попали в первую программу ГПФИИР. С 2010 года пошел отчет «Проммашкомплекта», — рассказывает собеседник.
В 2011 году получили разрешение на строительство, заключили контракт с украинским Институтом Гипрозаводтранс, который проектирует и строит стрелочные заводы в СНГ, выкупили территорию.
Завод построили за полтора года, первая продукция ушла в декабре 2012 года. «Толчком для нас была государственная программа форсированного инновационного развития, это первое. Второе — долгосрочная перспектива, надежда, что нашу продукцию будут брать „Қазақстан темiр жолы“, „Қазтеміртранс“ и крупные госпредприятия», — поясняет Артур Хачатурян.
Колеса локомотивов «обувают» в «шины»
Как известно, чем позднее создается производство, тем выше производительность и больше инноваций. «Запас» морального устаревания «Проммашкомплекта» — 25 лет.
Этот завод интересен прежде всего своим оборудованием, его поставляли из Германии, Чехии, Австрии, Италии, Украины, России. Линия полностью автоматизирована. Если поступает заказ на новую форму колеса, оборудование позволяет быстро, буквально за несколько часов, изменить настройки и приступить к производству, тогда как обычно для этого требуется несколько дней.
Более того, оборудование позволяет осуществлять обработку по нескольким направлениям сразу. Например, на рельсе можно проводить шесть «операций» одновременно. На старом заводе со старым оборудованием для этого потребовалось бы шесть станков.
Кроме того, это еще и вопрос точности, а значит — безопасности железнодорожного транспорта. На «Проммашкомплекте» для рельса допуск, то есть погрешность, составляет 0,5 мм. Это прецизионное — высокоточное — производство. На скоростях, на которых ходят поезда, приобретает значение доля миллиметра. Поэтому каждое колесо, произведенное на «Проммашкомплекте», пронумеровано, на нем стоит штрих-код — так при необходимости можно выявить, на каком этапе была допущена ошибка. Но в то же время брак по обработке здесь ничтожен, при плановом 1% - всего 0,001%.
Интересная продукция, например, — бандажи для колес локомотивов. Колеса — самая изнашиваемая часть, но у локомотивов особенность такова, что колесо с осью — это единое целое. Поэтому замена колеса — дело сложное и трудоемкое, приходится снимать локомотив, разбирать его. Поэтому на колеса надевают специальные локомотивные бандажи — это как шины у авто. Их заменить гораздо проще.
Отечественные рельсы лучше
Раньше «Проммашкомплект» приобретал заготовки для своей продукции в России, сейчас берет у Актюбинского рельсобалочного завода. «Там делают рельсы не хуже, чем на знаменитом российском ЕВРАЗе. На актюбинском заводе покупают заготовки и катают рельсы до 100 метров, в мире никто не может такое делать. Из их продукции мы изготавливаем стрелочные переводы», — комментирует Артур Хачатурян.
Длина — это то, что отличает казахстанские рельсы. Короткие рельсы портят вагоны и колеса из-за большего количества стыков. Помимо экономической выгоды, это еще и вопрос безопасности движения поездов.
Для колес по ГОСТу есть определенные размеры до износа, когда можно использовать колесо. Но в то же время не дольше 20 лет, даже если колесо пролежало 20 лет, его уже нужно менять. «А вы знаете, какова протяженность подвижного состава в Казахстане? Порядка 180 тыс. вагонов, включая вагоны частных компаний, „Қазтеміртранса“
Цены остались на прежнем уровне
Сегодня «Проммашкомплект» выпускает шесть типов колес и бандажей и 18 типов стрелочных переводов. Ежегодно каталог пополняется новой продукцией.
Говоря о ценах, представитель компании отмечает, что в 2013 году стоимость одного колеса составляла 163 тыс. тенге, в настоящее время — столько же. За счет чего удалось удержать цены на прежнем уровне, он не пояснил, сославшись на коммерческую тайну. Добавил только, что по колесам казахстанское содержание составляет 22−25%.
Исторически сложилось так, что спрос на колесную продукцию периодами растет и падает. В предыдущие годы был период спада, прежде всего со стороны крупных предприятий. «В 2017 году как раз начинается подъем, к середине-концу 2018 года мы хотим увеличить объем. Планирует произвести примерно 50 тыс. колес, 650 стрелочных переводов, 2200 крестовин, 2500 ремкомплектов. Ежегодно рост объемов производства составляет в среднем 5−7%. Также сегодня ведутся переговоры с несколькими странами, куда уже мы будем поставлять до 150 тыс. колес», — говорит Артур Хачатурян.
Выход на 200 тысяч в год
Проектная мощность завода «Проммашкомплект» составляет 75 тыс. колес в год, в планах довести количество до 200 тыс. колес. Это — после того, как будет закончена вторая очередь завода.
Как рассказал Даулет Сыздыков, председатель правления «Проммашкомплекта», первоначальные инвестиции в завод составили порядка 10 млрд тенге, это были заемные средства. Окупаемость, по его оценкам, составит порядка 10 лет.
Вторая очередь в рамках второй волны ГПФИИР, предполагающая расширение производства до 200 тыс. колес в год, потребовала 40−60 млрд тенге инвестиций. Это средства от Банка развития Казахстана. В течение года надеемся закончить завод", — поделился информацией топ-менеджер.
Азербайджанские поезда на казахстанских колесах
«Наша продукция обеспечивает не весь рынок, наши покупатели — это в основном КТЖ, „Богатырь Комир“, крупные промышленные предприятия. На запад, в нефтяной регион, мы пока не поставляем, пока нам достаточно того, что есть. Но вообще рынок Казахстана огромен», — продолжает Артур Хачатурян.
Доступ на зарубежные рынки открывает сертификат IRIS, это международный стандарт железнодорожной промышленности, разработанный Ассоциацией европейской железнодорожной техники. «Проммашкомплект» его получил.
В 2016 году завод заключил контракт до 2019 года с «Азербайджанскими железными дорогами» и уже поставил около 2 тыс. колес.
В продукции казахстанского производителя заинтересована и Молдова. В этом году там будет строиться примерно 200 км железных дорог. «Наша продукция им очень понравилась, они провели у нас техконтроль, аудит, как принято во всем мире. Мы планируем поставлять туда продукцию», — говорит Даулет Сыздыков.
Интересными для себя рынками сама компания считает, помимо Азербайджана и Молдовы, Туркмению, Южную Корею, Индию, Иран.