USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.25$
-0.090
BTC
98833.10$
+789.200

Минсельхоз может освободить переработчиков от уплаты НДС

Эту инициативу озвучили сегодня в Мажилисе Парламента

Share
Share
Share
Tweet
Share
Минсельхоз может освободить переработчиков от уплаты НДС- Kapital.kz

Проведенный анализ данных по экспорту и импорту продукции АПК показал, что с 2011 по 2015 годы отмечается отрицательное сальдо во внешней торговле. Снижение сальдо за последние годы — это скорее результат девальвации национальной валюты. Поэтому необходимо стимулировать отечественных сельхозпереработчиков. Об этом на заседании профильного комитета в Мажилисе Парламента заявил вице-министр сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

По словам вице-министра, только за 2015 год Казахстан потратил более 1 трлн тенге на импорт продовольственных товаров.

«Да это хорошо видно и по полкам наших магазинов. В чем причина такой ситуации и почему Казахстан, традиционно являвшийся поставщиком продуктов питания за свои пределы, вдруг стал больше импортировать, чем экспортировать? Анализ производства сельскохозяйственного сырья показывает, что мы полностью обеспечиваем себя практически по всем традиционным видам. Но проблемы начинаются в сегменте продуктов переработки сельхозпродукции. Сегодня доля импорта по макаронам составляет порядка 19 %, масла растительного 38 %, овощным консервам 74 %, плодовым консервам 96 %, сахару 97 %, если считать производство только из отечественной свеклы», — привел статистику Толеутай Рахимбеков.

В настоящее время переработка растениеводческой продукции представлена такими основными направлениями как переработка зерновых, масличных, плодов и овощей, сахарной свеклы. К основным проблемам, как считает Толеутай Рахимбеков, относятся высокая степень изношенности оборудования, недостаток оборотных средств, низкое качество сырья, неразвитость системы заготовки, транспортировки, хранения и сбыта продукции, неполная загрузка производственных мощностей. А также система начисления оплаты и возврата НДС и ограничение экспорта импортерами казахстанской продукции. К тому же дает о себе знать нехватка квалифицированных кадров, несовершенство нормативно-технической базы, недостаточный уровень развития смежных отраслей, в том числе по производству тароупаковочных материалов.

«Низкое качество сырья вызвано высокой долей производства сельхозпродукции в мелких крестьянских хозяйствах. Например, на их долю приходится 94 % производства овощей. Качество сырья не является изначально низким, оно снижается из-за несоблюдения технологии хранения и транспортировки до перерабатывающих предприятий, а также несоблюдения технологий производства — семена, удобрения, механизация, полив и т. д.

Решением этой проблемы является формирование сервисно-сбытовых кооперативов на селе. Они должны создаваться строго на добровольной основе, самими сельхозтоваропроизводителями из числа мелких хозяйств. Но речь не идет о возрождении колхозов", — предупредил Толеутай Рахимбеков.

Вице-министр пояснил, что государство оказывает поддержку через организацию лизинга необходимого оборудования для заготовки, хранения и транспортировки продукции. Стоимость услуг кооперативов для своих пайщиков будет субсидироваться государством, исходя из объема заготовленной или сданной на реализацию продукцию. В свою очередь, кооператив может оказывать своим членам услуги в сфере семеноводства, защиты растений, обработки почвы и полива. Кроме того, кооператив может выступить и кредитным учреждением для своих членов.

«Для решения других проблем перерабатывающих отраслей в настоящее время в Минсельхозе по госпрограмме развития АПК специальной рабочей группой из числа специалистов министерства и представителей отраслевых ассоциаций разрабатывается карта размещения предприятий по переработке сельхозпродукции. Проводится анализ всех регионов Казахстана по производству сырья вплоть до уровня районных и сельских округов — наличию перерабатывающих предприятий, по их мощности, загруженности, состоянию технологического оборудования, и по необходимости строительства новых предприятий», — назвал первую меру Толеутай Рахимбеков.

Вторая мера — это работа по созданию оптово-распределительных центров в крупных городах для обеспечения внутреннего потребления, а также торгово-логистических центров в приграничных регионах для выхода на внешние рынки. Для стимулирования их строительства предусматриваются шаги по выделению инвестиционных субсидий, подведению инфраструктуры и других возможностей законодательства для поддержки инвестпроектов.

«Одна из самых главных проблем — это проблема с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что именно переработка сельхозпродукции самой первой столкнулась с ней. На 50 % себестоимость готовой продукции перерабатывающих предприятий составляет сырье. Более 90 % сельхозпродукции производится мелкими хозяйствами, то есть неплательщиками НДС. В результате 90 % и более нагрузки по уплате НДС ложится на перерабатывающие предприятия. Этот налог как налог для борьбы с перепроизводством был введен в странах Западной Европы. В любом случае, конечным плательщиком НДС является конечный потребитель, то есть физическое лицо. Доказательство влияния НДС можно увидеть на полках наших магазинов. В большинстве своем продовольственные товары к нам поступают из России», — констатировал заместитель главы Минсельхоза.

Он заметил, что сравнение уровня развития пищевой промышленности и переработки сельхозпродукции в России и Казахстане явно будет не в нашу пользу. Главная причина отставания нашей пищевой промышленности, по его мнению, заключается в системе начисления, оплаты и возврата НДС.

Хотя общая ставка НДС в России в 1,5 раза выше, чем в Казахстане дело в том, что еще с момента введения НДС у них действовало правило — все обороты перерабатывающих и пищевых предприятий, связанные с закупом сырья у неплательщиков НДС (это те же самые физлица и фермеры) и основные затраты просто освободили от уплаты НДС. Такую же норму ввели и в наш Налоговый кодекс: лоббировали ее 3,5 года и с января 2006 года она вступила в силу, но с определенными оговорками, поэтому часть перерабатывающих предприятий предпочитает не пользоваться ею для скидки НДС", — рассказал представитель Минсельхоза.

По его словам, старая схема — это когда порядка 65−70 % работы перерабатывающих предприятий находится в теневой экономике, чтобы уйти от НДС. Вдобавок, НДС оплачивается по методу начисления, то есть ты поставил товар, деньги за него еще не получил, а НДС должен начислить в бюджет.

«В результате значительная часть оборотных средств предприятий вымывается при расчетах с бюджетом по НДС — это одна из причин, почему проваливаются многие инвестиционные проекты. Просто не хватает оборотных средств, потом мы начинаем выдумывать схемы субсидирования, кредитования оборотного капитала и т. д.», — сказал Толеутай Рахимбеков.

Поэтому он предложил, что можно было бы в качестве пилота освободить на период реализации госпрограммы АПК до 2021 года все обороты, связанные с производством, переработкой, импортом и реализацией, включая розницу продовольственных товаров от НДС по нулевой ставке.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.