Прежняя программа водообеспечения территории Казахстана была завышена в разы: ее бюджет составлял 1 трлн 535 млрд тенге. После оптимизации в программе оставили 654 млрд тенге, то есть чистая экономия составила 880 млрд тенге. Об этом в сенате Парламента заявил председатель Комитета по водным ресурсам Минсельхоза РК Ислам Абишев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы проанализировали каждый канал, каждую плотину, каждую дамбу, каждое водохранилище, каждый метр лотковых каналов, провели поиск дефектов, просчитали и получили вот такой результат. Выяснилось, что изначально программа была завышена в разы», — сказал Ислам Абишев.
Он привел пример. В частности, на одно из направлений программы было запланировано 272,1 млрд тенге. Стоимость аккумулирования одного кубического метра воды составляла 453,5 тенге. Однако после проведенного анализа удалось построить емкости стоимостью 48 млрд тенге, то есть стоимость аккумулирования одного кубометра воды оказалась равна 16 тенге.
«Сократив более 800 млрд тенге, достигли разных показателей. В частности, востребованных поливных земель регулярного орошения раньше было 60 тыс. гектаров. Мы сейчас ставим задачу при этом оптимизированном бюджете нарастить эти земли до 610 тыс. гектаров. Это каждый гектар, каждый квадратный метр, который оказался просчитанным. Восстановление поливных земель лиманного орошения планировалось на уровне 120 тыс. гектаров, мы же сейчас планируем 368 тыс. гектаров лиманного орошения. Аккумулирование подведомственных водных ресурсов планировалось на уровне 0,6 кубометра, мы же сейчас рассчитываем аккумулировать до 1,9 кубокилометра. При этом есть возможность транспортировки этой сэкономленной воды», — констатировал Ислам Абишев.
Он напомнил, что президент поставил задачу к 2020 году довести количество орошаемых земель в республике до 600 тыс. гектаров. По словам Ислама Абишева, лучше всего этого можно достичь при помощи бюджетного кредита, который обернет средства благодаря тарифам. Все остальные способы он отверг как дорогостоящие и чрезвычайно затратные. Особенно он предостерег использовать деньги международных финансовых организаций и работать с предпринимателями по программе государственно-частного партнерства (ГЧП). По его мнению, ГЧП в сфере водного хозяйства выглядит грабительски для бюджета.
«Достаточно подсчитать, что 51 млрд выделяется для восстановления 120 тыс. гектаров орошаемых земель, при этом стоимость строительно-монтажных работ составляет 49 млрд. В случае же займа МФО стоимость возрастает до 79 млрд тенге. Почему? Потому что увеличивается стоимость за счет „мягких компонентов“. Например, Исламский банк, Всемирный банк, Европейский банк — все они закладывают суммы на обучение, семинары, тренинги, которые, по сути, никому не нужны, а это ни много ни мало 5,7 млрд тенге. Потом процент по кредиту как вознаграждение идет в размере 11,7 млрд тенге. В свою очередь, ГЧП в водной отрасли еще более пагубен. Стоимость проекта с 51 млрд тенге поднимается до 218 млрд, потому что предприниматели берут кредит, и проценты за кредит любой частной компании будет намного выше, чем у государственной. Государство должно гасить этот процент и платить еще сверху за управление проекта. Разница там огромная — 166 млрд тенге. Таким образом, от ГЧП и МФО в водном хозяйстве нужно отказываться, только инструмент бюджетного кредита, и все», — заключил Ислам Абишев.