USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.21$
-0.040
BTC
64359.90$
+824.000

Ожидания рынка PR на 2017 год

Мнения и прогнозы специалистов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ожидания рынка PR на 2017 год- Kapital.kz

После девальвационного шока 2014−2015 годов, в 2016-м ситуация на рынке PR немного стабилизировалась. Однако всем интересно, каким будет 2017 год? И интерес этот не только «шкурный», так как игроки рынка за прошлые годы полностью ощутили на себе всю прелесть девальвации, интерес актуален и в связи с изменением медийного ландшафта, и с усилением роли социальных сетей, с доминированием онлайн-СМИ над печатными, ростом конкуренции среди PR-компаний, а также с появлением новых агентств.

В феврале этого года филиал компании Action Global Communications на территории РК при поддержке Национальной ассоциации по связям с общественностью Казахстана провел опрос среди PR-агентств с целью понять и обобщить прогнозы игроков PR-рынка на 2017 год.

Так, главным результатом исследования стало мнение о том, что объем рынка PR сократится (47%), 35% считают, что сокращения не будет, а 18% предположили, что он увеличится.

В условиях, когда экономика страны медленными темпами восстанавливается и идет подготовка к ЭКСПО, в которой примут участие множество стран (страны-участницы будут продвигать свои экспозиции, что также должно позитивно повлиять на рынок), не совсем понятно, почему у PR-агентств есть некоторого рода пессимизм по поводу объема рынка на 2017 год. Связано это, как показывают наши наблюдения, с несколькими тенденциями.

Во-первых, сокращение бюджетов в корпоративном секторе. После трудных 2014−2016 годов, корпоративный сектор по возможности отказывается от услуг внешних подрядчиков. К примеру, отказываются от услуг диджитал-агентств и нанимают внутреннего СММ-специалиста, отказываются от услуг PR-агентств, увеличивают свой PR-департамент, оптимизируют расходы и т. д. Если обобщить, то ситуация 2014−2016 годов заставила корпоративный сектор очень тщательно относиться к своим финансовым ресурсам и пересмотреть свою работу и затраты.

Во-вторых, не секрет, что наряду с телекоммуникационным и FMCG-сектором финансовый сектор является одним из самых важных сегментов экономики. Возможное слияние банков, новости о проблемах у некоторых крупных БВУ негативно влияют на ожидания игроков PR-рынка, так как финансовый сектор — один из ведущих заказчиков данных услуг в Казахстане.

В-третьих, сокращение объема государственных закупок — не всегда объективный тендерный процесс, что тоже является одним из драйверов пессимистических ожиданий среди игроков рынка.

В-четвертых, на уровне экономики определенное оживление пока наблюдается у малого и среднего бизнеса (МСБ), который в большинстве случаев продвигается на рынке своими усилиями. МСБ никогда не был основным клиентом PR-индустрии. В экономике страны структурные изменения идут очень медленно.

В-пятых, несмотря на большие ожидания от ЭКСПО, лишь немногие из стран-участниц начали активную PR-деятельность. Большинство участников, видимо, просто ограничатся участием и представлением своих павильонов либо будут реализовывать коммуникационные активности только во время выставки.

В-шестых, PR во многих казахстанских компаниях все еще рассматривается как вспомогательная функция, а не как часть стратегического менеджмента, что также пагубно влияет на его роль.

Таким образом, несмотря на некоторые позитивные экономические сдвиги и международные мероприятия, проводимые в стране, PR-рынок пока это не сильно чувствует. Кризис, вернее страх кризиса, все еще в головах, как у корпоративного сектора, так и у представителей PR-индустрии. И, видимо, этот страх будет иметь место еще и в течение 2017 года.

Если анализировать ожидания PR-рынка с точки зрения профессионального развития и трендов, то четко видно, что будущее за диджитал-коммуникациями и организацией мероприятий, с помощью которых пиарщики пытаются интегрировать офлайн- и онлайн-среду. Пиарщики четко понимают, что такие инструменты, как пресс-релизы и пресс-материалы, медленно вымирают. Линейный и массовый подход к коммуникациям меняется на более точечный. Диджитал-среда становится сердцевиной маркетинговых и PR-активностей. И СМИ, не имеющие сильного присутствия в цифровом маркетинге, будут проигрывать конкурентам. А цифровизация коммуникаций соответственно позволит пиарщикам более точно подсчитывать как охват, так и ценность PR-активности, делая ее более узко таргетированной. Цифровизация коммуникаций также позволит PR специалистам генерировать информационные волны, не прибегая даже к традиционным инструментам PR. В Казахстане уже было немало кейсов, когда компании генерировали новостной повод в социальных сетях и через соцсети создавали паблисити в традиционных СМИ. Однако пока пиарщики не совсем ясно понимают, каким образом будет меняться диджитал-среда, в какой форме это все будет происходить, так как задают тон в развитии диджитал-технологий в основном западные страны.

В целом увеличение роли социальных сетей положительно скажется на востребованности PR-услуг. Время покажет, насколько оптимистичны либо пессимистичны игроки рынка в своих прогнозах на 2017 год.

Руководитель филиала компании Action Global Communications на территории РК Тариель Джалаллы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.