Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон по налогообложению и таможенному администрированию, сообщает Интерфакс-Казахстан.
Поправки в Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» направлены на совершенствование налоговой политики и налогово-таможенного администрирования.
В целом документом предусмотрено в части налоговой политики: сохранение действующего минимального порогового значения для целей постановки на учет по налогу на добавленную стоимость — 30 тыс. МРП до 2017 года включительно, с дальнейшим поэтапным снижением к 2020 году — до 15 тыс. МРП.
Дополнительные поступления за 2018—2020 годы за счет постепенного снижения порога НДС составят около 166 млн тенге.
Предусмотрено исключение условия по наличию земельного участка у сельскохозяйственных кооперативов при применении специального налогового режима и сохранение права применения единого земельного налога крестьянскими хозяйствами, которые осуществляют реализацию ранее использованных активов.
Включено распространение льгот по налогу на добавленную стоимость при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах нормативов естественной убыли, утвержденных приказом министра сельского хозяйства.
Также запланировано поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. В 2017 году алкогольная продукция за один литр будет облагаться следующими акцизами — это 2 тыс. тенге, в 2018 году — 2275 тенге, 2019 году — 2550 тенге. Предположительная розничная цена возрастет с 690 тенге до 780 тенге за 0,5 литра. Увеличение ставки акциза связано с необходимостью приведения к гармонизации ставок акцизов с торговыми партнерами, что позволит казахстанским производителям выровнять условия.
На пиво и пивные напитки за 1 литр запланировано увеличить акцизы в 2017 году до 39 тенге, в 2018 году — до 48 тенге, в 2019 году — до 57 тенге. Действующая ставка — 26 тенге за литр.
Табачные изделия за 1000 штук в 2017 году — 6,2 тыс. тенге, в 2018 году — 7,5 тыс. тенге, в 2019 году — 8,7 тыс. тенге.
Также предполагается освобождение от корпоративного подоходного налога дохода при списании задолженности в случае отсутствия коммерческого обнаружения по инвестиционному финансированию.
Отдельный блок поправок по налогообложению финансового сектора направлен на оказание помощи заемщикам, имеющим просроченную задолженность перед банками по ипотечным жилищным займам в рамках Программы рефинансирования.
Это позволит решить проблемные вопросы, сдерживающие реализацию данной программы и сохранить единственное жилье у социально уязвимых слоев населения.
Предусмотрена поправка на снижение уровня безнадежной задолженности в ссудном портфеле банков и усиление защиты потребителей финансовых услуг, в рамках инструментов снижения долговой нагрузки по сомнительным и безнадежным кредитам.
Также есть поправки, направленные на повышение уровня защиты интересов депозиторов, а также улучшения социального обеспечения граждан при заключении работодателем договора аннуитетного страхования на случай получения увечья при исполнении трудовых обязанностей.
Вместе с тем документом предусмотрены поправки по налоговому администрированию. В частности, внедрение порядка согласования предварительных актов налоговых проверок, изменение требований для проверок на ликвидацию независимыми аудиторскими компаниями, а также перенос сроков внедрения всеобщего декларирования, электронных счетов-фактур, Е-аудита.
Поправки по таможенному администрированию предусматривают определение требований к местам осмотра и досмотра, совершенствование процедуры транзита при перемещении внутри одного населенного пункта и воздушным транспортом по территории Казахстана, упрощение деятельности уполномоченных экономических операторов.
Остальные поправки связаны с приведением в соответствие с нормами отраслевого законодательства, а также с уточнением редакции действующих норм.
Законом также предусмотрено осуществить переход к всеобщему декларированию в один этап с 2020 года.
Поэтапный переход на обязательную выписку электронных счетов-фактур (ЭСФ) будет осуществляться с 1 января 2018 года — крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу; с 1 января 2019 года — плательщики НДС.
В части досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров будут созданы независимые от налоговых и таможенных органов (проверяющего органа) институты досудебного урегулирования споров. Также вводится новая процедура — согласование комитетом государственных доходов предварительного акта налоговой проверки.
Касательно мониторинга крупных налогоплательщиков, будут исключены из этого перечня некоммерческие организации, республиканские государственные предприятия. При этом предлагается в обязательном порядке включать в данный перечень недропользователей — юридических лиц, отнесенных к категории градообразующих.
Для решения вопроса международного взаимодействия по обмену информацией предлагаются поправки в Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения.
Будут перенесены сроки внедрения Е-аудита при проведении налоговых и таможенных проверок на 1 января 2019 года.
Кроме того, внесены ряд поправок, направленных на поддержку бизнеса.
В частности, освобождение от налогообложения дохода некоммерческих организаций, возникшего в связи с превышением суммы положительной курсовой разницы. Отмена НДС с заемных операций. Снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды для санаториев, детских лагерей и социальных объектов. Сохранение льгот по корпоративному подоходному налогу для лизинговых компаний, что позволит снизить стоимость лизинговых услуг и не увеличивать процентные ставки по вознаграждениям. А также перенос срока введения нормы, устанавливающей ограниченный перечень видов деятельности для применения специального налогового режима на основе патента с 1 января 2017 года на 1 января 2020 года.