Не утихают споры вокруг снижения порога постановки на учет плательщиков НДС. Как сообщалось, Мажилис Парламента в среду принял в первом чтении поправки в налоговое и таможенное законодательство. Ключевой новеллой изменений стало плавное снижение порога постановки на учет плательщиков НДС. Таким образом, правительство услышало малый и средний бизнес и пошло ему навстречу. Несмотря на это, независимые экономисты высказали мнение, что уступка кабинета министров оказалась недостаточной и необходимо отказаться от снижения порога в принципе, как и в целом избавиться от практики взимания НДС, заменив его налогом с продаж. Поэтому сегодня в Астане по «горячим» следам первого чтения вновь обсуждали продвигаемую правительством инициативу, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сторонники идеи министерства национальной экономики, которое и является оператором этого законопроекта, еще раз напомнили, в чем ее плюсы.
Таким образом, действующая норма уже предполагает резкое снижение порога в 10 раз. Однако новый законопроект, который был презентован в нижней палате Парламента и одобрен мажилисменами в первом чтении учел пожелания бизнес-сообщества и максимально смягчил для МСБ условия постановки на учет по налогу на добавленную стоимость. Им предусмотрено, что действующий минимальный порог для постановки на учет по НДС до 30 тыс. МРП сохранится до 2017 года включительно, а к 2020 году будет предусмотрено поэтапное снижение порога до 15 тыс. МРП или 31,8 млн тенге. К тому же предлагается восстановить норму в Налоговом кодексе по добровольной постановке на регистрационный учет по НДС. Дополнительные поступления, по оценкам Миннацэкономики, за 2018−2020 годы за счет постепенного снижения порога по НДС составит около 166 млрд. тенге.
Например, депутат Мажилиса Парламента член Комитета по финансам и бюджету Аманжан Жамалов высказался следующим образом:
«Критика нововведений правительства и Миннацэкономики в частности напоминает мне поведение „спящих медведей“, которые только-только выбрались на свет из берлоги. В сегодняшнем законе уже стоит норма о снижении порога с 1 января 2017 года. Эта поправка принята в прошлом 2015 году и снижает его до 3 тыс. МРП. Напротив, сейчас правительство согласилось на то, чтобы эту норму отменить. Оно пошло на компромисс и на очень хороший для нашего малого и среднего бизнеса компромисс. Поэтому очень обидно, что тогда, когда в 2015 году принималась, действительно, очень жесткая норма о резком снижении порога в 10 раз уже через год, не было слышно голосов „против“. А сейчас, когда делаются правильные шаги по амортизации этой нормы, когда с учетом пожеланий, в том числе депутатов Мажилиса, порог по НДС снижается не так сильно и не так скоро, напротив, возникает дискурс на неприятие этого законопроекта, который по сути уже проработан в рабочих группах и обсужден в Мажилисе», — констатировал Аманжан Жамалов.
Было также отмечено, что налоговая нагрузка оценивается налоговой ставкой. Ставка в Казахстане является одной из самых низких ставок в мире и составляет 12%. И увеличение ее не предполагается. В данном случае — снижение порога по постановке на учет — это, прежде всего, увеличение налоговой базы. То есть, увеличение количества действий, на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.
Изменения в налоговой политике носят планомерный характер и не рассматриваются в отрыве от среднесрочной бюджетно-налоговой политики.
В Миннацэкономике напомнили, что указом главы государства от 26 июня 2013 года утверждена Концепция новой бюджетной политики РК, которая четко обозначила среднесрочные приоритеты по бюджетной и налоговой реформам. В рамках нее предусмотрено повышение экономической отдачи налоговой системы. А увеличение объема государственных расходов должно сопровождаться расширением налогооблагаемой базы.
Как подчеркнул депутат Аманжан Жамалов, рабочая группа Мажилиса приняла решение написать письмо от фракции НДП «Нур-Отан» в Миннацэкономики, после чего и было принято решение о переходе на плавный режим снижения порога по НДС.
«О том, что это льгота, никто не сомневается. Насколько это льгота сейчас эффективно работает — существует много мнений. Но то, что у нас есть злоупотребления — это точно. К примеру, наши рестораны вообще не платят налоги. Потому что у них каждый столик стоит отдельно как ИП. В крупных торгово-развлекательных центрах и молах происходит то же самое: каждый прилавок, каждый магазин и бутик разбиты на ИП. В итоге огромные центры не платят налогов. Потому что каждая отдельная лавка освобождена от налогов. Это не нарушение, но это использование лазеек Налогового кодекса. Однако лазейки не могут быть вечными. В любом случае, нужна оценка тех, кто действительно среди малого и среднего бизнеса в этой льготе нуждается, а кто ею просто пользуется. Просто необходимо провести серьезную работу в этом направлении», — предложил Аманжан Жамалов.
Парламентарий уточнил, что само по себе снижение порога по НДС будет происходить в течение последующих трех лет и достаточно медленно. До 2020 года нужно не только дожить, но еще и помнить, что за это время будет рассматриваться и приниматься новый Налоговый кодекс, а значит будут новые поправки, которые смогут предлагать и вносить все компетентные лица.
«Эти проблемы нужно решать хирургическим путем, чтобы закрыть возможность мошеннического использования этой льготы. Все должно быть адресно. Мы же не подразумеваем, что торговые центры и торговые площади освободить от налогов, а на практике получается именно так. К сожалению, у нас часто под видом защиты малого и среднего бизнеса, защищают интересы не мелких предпринимателей, а тех, к кому подбираются налоговики», — заявил Аманжан Жамалов.
Говоря о возможности замены НДС на налог с продаж, мажилисмен подчеркнул, что налог с оборота и НДС, как налоги с создаваемой дополнительной стоимости обладают своими «плюсами» и «минусами».
"Налог с продаж он как раз очень сильно ударит по малому бизнесу. Потому что окончательным плательщиком будет продавец, который продает свой товар. На самом деле некоторые страны уже это проходили. Например, наш партнер по ЕАЭС — Россия. Они уже экспериментировали: вводили налог с продаж, вводили комбинированный налог — для розницы делали налог с продаж, а для сырьевого сектора оставляли НДС. Сейчас этот опыт изучается. Сегодня работает правительственная комиссия по написанию объединенного Налогового и Таможенного кодекса. Одним днем это не решить. Поэтому пусть все, кто хочет активно участвуют в обсуждении", — сказал Аманжан Жамалов и объявил, что 4 ноября в Мажилисе пройдет круглый стол, посвященный этой тематике.