Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имеют большое значение для стран с развивающейся экономикой. Правительства обычно отдают предпочтение ПИИ по сравнению с портфельными инвестициями по нескольким причинам. Они осуществляются в реальном секторе, имеют долгосрочный характер, обеспечивают рабочие места и качественную продукцию, вводят лучшие практики, приносят не только деньги, но и технологии, ноу-хау, бренды и доступ к глобальным рынкам. Благодаря глобальной логистике производят товар лучшего качества по более низкой цене, имеют доступ к более доступному капиталу на мировых рынках, в меньшей степени имеют предпосылки к ассоциации с коррупцией и кумовством, увеличивают престижность страны и служат знаком доверия. Чтобы подчеркнуть стратегический характер ПИИ, инвестор часто упоминается как «стратегический инвестор» или «стратегический партнер». Вследствие этого инвесторы ПИИ приветствуются в странах, находящихся на форсированном пути прогресса.
Как различные транснациональные компании конкурируют друг с другом в вопросе приобретения или строительства местного дочернего предприятия, так и правительства разных стран конкурируют в вопросе привлечения транснациональных компаний. Привлекательность страны для иностранного капитала в основном обусловлена экономическими принципами. Значительный платежеспособный спрос, легкость ведения бизнеса, функционирование различных институтов, политическая и социальная стабильность, наличие образованного человеческого капитала, хорошее качество жизни для экспатов — все это служит предпосылкой для привлекательной, безопасной и предсказуемой доходности на вложенный иностранный капитал.
Стран, соответствующих всем вышеуказанным критериям, не так много, и они, как правило, уже развиты, в то время как развивающиеся страны имеют низкий балл по некоторым или всем критериям. Эти страны сталкиваются с классической проблемой «первичности курицы или яйца» — реформы необходимы для привлечения инвестиций, в то время как инвестиции необходимы для финансирования реформ.
Это все лишь повторение известных фактов. То, что я хочу добавить, менее очевидно и не всегда понятно: если страна хочет привлечь инвестиции, ей поможет еще и то, насколько она «клевая».
Слово «клевый» (на английском — «cool») в данном контексте я применяю для определения чего-то неосязаемого и эзотерического. Я говорю не о недрах или деньгах, а о душевности, впечатлениях и чувствах. «Клевое» государство, на мой взгляд, прежде всего, дружелюбно относится к людям.
В Казахстане, конечно, существуют объективные условия, к которым люди относятся с пониманием, как к некоторым временным недостаткам. Если бы все работало хорошо, то не было бы необходимости в привлечении иностранной экспертизы. В то же время есть вещи, которые правительство в силах менять.
Например, улучшать стандарты обслуживания приезжающих, чтобы приблизиться к мировому стандарту. Если правительство доброжелательно к иностранцам и обращает внимание на детали, оно тем самым больше способствует привлечению инвестиций.
Опыт иностранцев, полученный ими непосредственно, делает их доверенными лицами (или критиками) данной страны в мире. И они обычно воспринимаются как заслуживающие доверия; в конце концов они просто обычные люди без политических или коммерческих намерений. Это туристы, спортсмены, иностранные специалисты, фрилансеры, журналисты, профессора. А также их сопровождающие супруги или мужья, которые иногда являются «семейными блогерами».
Экспаты живут в относительно небольших сообществах и активно общаются между собой. Они рассказывают свои истории и слушают рассказы других. Информация распространяется через социальные сети и не контролируется государством. Экспаты находятся в контакте с родственниками, друзьями или даже незнакомыми людьми в их родных странах, которые постоянно их спрашивают: «Как это жить в ???»
Среди тех, кто формально или неформально «отчитывается дома» и тем самым распространяет фактическую информацию о стране, находятся и менеджеры иностранных компаний, чьи отзывы могут входить в опросы общественного мнения, проводимые международными организациями среди экспатриантов. Итоговый рейтинг стран доступен в интернете и влияет на решения инвесторов.
Могут существовать различия между тем, как страна официально представляет себя миру, как она воспринимает себя и как экспаты воспринимают страну. Правительство не может заставить своих граждан хорошо относиться к иностранцам; это будет (или не будет) исходить от самих людей и имеет культурные, исторические или религиозные детерминанты. Но правительство может принять толерантные и благоприятствующие законы, правила и процедуры, касающиеся проживания иностранцев в стране.
Нужен пересмотр всего, что иностранный гость видит и переживает, с чем сталкивается. Правительство не в полной мере оценивает это и часто упускает из виду детали. С приближением EXPO и миллионами иностранцев, которые посетят столицу, данная тематика становится актуальной. Бренд страны является активом, который нужно взращивать, развивать и бережно хранить.
Необходимо сделать это приоритетной задачей государственных органов: найти ненужные правила и отменить их, заменить устаревшие положения и процедуры современными, изменить образ мышления госслужащих и их отношение к людям. Если эти изменения будут реализованы до EXPO, миллионы посетителей вернутся домой с лучшими воспоминаниями. Миллиарды, потраченные на инфраструктуру EXPO («железо»), должны сопровождаться средствами и усилиями, направленными на «программное обеспечение». Я часто вижу, что слишком много внимания уделяется «железу» и слишком мало «программному обеспечению», если вы понимаете мою метафору. «Железо» без программного обеспечения — бесполезное оборудование. Мрамор в аэропорту бесполезен, если люди застряли в очереди и им грубит обслуживающий персонал. Посетители забудут свои положительные эмоции от посещения «Сферы», которой я восхищаюсь из окна моего офиса, если их пытается обобрать нетактичный сотрудник полиции, охранник или обслуживающий персонал.
Я предлагаю обучить вежливым манерам, мягкой речи, позитиву и важности улыбки персонал, особенно тех, кто носит форму и, таким образом, представляет правительство. Я не говорю об усложненных тренировках, а просто о здравом смысле и простом человеческом сопереживании. Будьте менее официальными и строгими, и более дружелюбными и человечными.
Например, когда в последний раз я прилетел в Астану со своей семьей, я был отделен от моей жены и детей, потому что, по правилам, «вы должны перейти к окну паспортного контроля по одному». Я воспротивился молодому офицеру в униформе и в конце концов нам удалось пройти через паспортный контроль вместе. Отсутствие социальной эмпатии было поразительным: неужели люди не видят, что дети не понимают, что происходит, устали после ночного полета, и они испытают еще больший стресс, если их отец будет отделен от них? И если уж так, не должны ли семьи с маленькими детьми быть обслужены вне очереди? Это первое, что иностранец видит, когда он приезжает в страну.
Итог: иностранцы по-прежнему сталкиваются с некоторыми аспектами устаревшего устройства и низкого стандарта обслуживания; это наносит ущерб репутации страны.
Если мы сможем исправить поведение и мышление людей, почему бы не исправить систему: бюрократические требования и правила, которые зачастую не нужны, устарели, нелогичны, просто не «клевые».
Как иностранец, я лично сталкиваюсь с бюрократией, которая делает мой местный опыт менее привлекательным. Необходимость получения визы создает хлопоты. Моя мама, которая привыкла путешествовать внутри Шенгенской зоны без паспорта, не хочет посетить меня в Казахстане из-за необходимости получить визу. Далее, получение долгосрочной визы влечет за собой полдня, потраченных на медицинское обследование, которое включает в себя рентген на туберкулез (ненужное воздействие радиации в каждый год проживания), тест неврологических рефлексов, проверку зрения и слуха, и даже гинекологическое обследование. Я слышал, что учителя-женщины иностранной школы должны были пройти через унизительный гинекологический осмотр, проводимый в местной больнице недружелюбным персоналом, который совершенно не проявлял понимания. Это раздражающий, ненужный атавизм советских времен.
Необходимость регистрировать паспорт в полиции после каждого прибытия в страну тоже является таким атавизмом. Отмените. Ни одна развитая страна этого не делает. Регистрация автомобилей, принадлежащих иностранцам, — процесс до смешного бюрократизированный, и должен быть повторен каждый раз, когда выдается новая виза. Он включает в себя поездку в непонятный и запущенный УПДК, напоминающий офис из фильма про Джеймса Бонда, и необходимость получить нотариально заверенный перевод паспорта, будто чиновники не могут прочитать оригинал. Когда мне продлили визу и я проходил через трехдневную процедуру продления регистрации моего автомобиля, мне сказали, что я должен снять номерной знак и получить новый. Да, вы правильно прочитали: они хотели убрать мои старые номера и дать мне новые. Кто-нибудь видит в этом логику? Для сравнения: как иностранец, я регистрировал автомобиль в США и в Новой Зеландии; одна небольшая процедура в одном окне — и зарегистрирован раз и навсегда. Причем нет никакой разницы между регистрацией иностранцев и резидентов — все делается в том же окне, теми же людьми. Единственная разница в том, что иностранец предоставляет загранпаспорт взамен удостоверения личности.
Все это лишь примеры. Есть поговорка «Дьявол кроется в мелочах». Моя личная жизнь от этих недостатков не страдает: регистрация паспорта в полиции после каждого моего прибытия в страну осуществляется моим работодателем, у которого для этого есть целый отдел, в том числе бывший сотрудник полиции. Автомобиль я зарегистрировал через друга-резидента. Но бесполезная бюрократия — это просто не «клево»: современная страна должна избавиться от таких призраков прошлого.
Итак, я рекомендую:
1. Размышляя о крупных проектах и способах привлечения иностранного капитала, не забывайте о простых вещах. Облегчите процесс въезда в Казахстан для обычных людей. Люди сперва приедут сюда как туристы и любопытные посетители; если их опыт будет положительным, они вернутся и расскажут об этом другим. Некоторые из них будут возвращаться в качестве туристов, некоторые станут мелкими инвесторами, развивая малый и средний бизнес. Другие могут послужить в качестве проводников инвестирования именно в Казахстан крупной корпорации или найти себе работу в транснациональных компаниях Казахстана.
2. Для инвестиционных проектов, которые уже реализуются, иностранный персонал будет источником информации о стране: истории, которые они рассказывают у себя дома, формируют имидж Казахстана за рубежом. Будьте доброжелательны к иностранцам, сделайте нашу жизнь проще.
3. Приближается EXPO-2017. У вас есть уникальная возможность показать всему миру, что вы «клевая» страна: открытая, гостеприимная и заботливая о людях. Не упустите эту возможность и получите максимальную отдачу от денег, потраченных на EXPO. Подумайте об обычных посетителях, а не только о VIP-персонах. Начните с безвизового режима, хорошей организации аэропортов, отмените ненужные процедуры, нужные процедуры максимально упростите и сделайте человечными. (Если гости столицы увидят и наснимают, как закрывается дорога при проезде государственной колонны и как при этом полицейские кричат на людей, это станет сенсацией в YouTube.)
4. С завершением EXPO процесс не кончается. Держите свои границы открытыми и приветствуйте иностранцев. Проведите тщательную ревизию законодательства и подзаконных актов. Будьте смелы и ставьте высокие цели: введите английский язык в качестве третьего официального языка. Если вы хорошо относитесь к иностранцам, они станут вашим ценным активом. Если вы сможете привлечь иностранцев и иностранный капитал лучше, чем соседние страны, вы добьетесь продолжительного конкурентного преимущества. Не нужно будет заманивать корпорации отменой налогов, инвестиционными субсидиями
5. Проведите приватизацию достаточного количества компаний в различных отраслях промышленности путем продажи стратегическим иностранным инвесторам. Чехия (откуда автор родом), помимо купонной приватизации (по аналогии с народным IPO в Казахстане), продала много компаний напрямую инвесторам из развитых стран. Цена не должна быть основным критерием. Пожалуй, самыми главными преимуществами прямой продажи иностранным партнерам являются обучение и перспективы развития этих активов. Как лидеры в своих отраслях, они являются естественным ориентиром. Если мы сможем научиться у них, мы станем на их уровень.
Привлечение иностранных собственников и менеджеров в достаточно большое число национальных компаний — это как приглашение независимой третьей стороны к столу в игре старых друзей (или врагов). Это делает игру более объективной. Такое повышение объективности приносит выгоду также местным предпринимателям и компаниям. Деятельность компаний в «белом» секторе экономики (то есть работающих законно и прозрачно) более предсказуема и менее зависима от политических связей, так как они могут теперь смело сражаться в конкурентной борьбе с бывшими привилегированными компаниями и монополиями. «Серый» сектор стремится в сторону «белого», чтобы получить более широкий доступ к рынкам, капиталу и человеческим ресурсам. «Черный» сектор сокращается, так как у людей появляется новая возможность заработать честно.
Талантливые и трудолюбивые местные жители постепенно восстановят свои позиции, которые были временно переданы иностранцам. Но во времена реформ иностранный менеджмент, его навыки, знания, требовательность и объективность являются крайне необходимым активом, возможно, столь же необходимым, как и деньги, которые они приносят.
Марек Йохец, ассоциированный профессор Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета