Рецепты успеха для отечественной экономики

18.11.2016 • 08:50 7241

Рецепты успеха для отечественной экономики

Прямые иностранные инвестиции и «cool» государство

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имеют большое значение для стран с развивающейся экономикой. Правительства обычно отдают предпочтение ПИИ по сравнению с портфельными инвестициями по нескольким причинам. Они осуществляются в реальном секторе, имеют долгосрочный характер, обеспечивают рабочие места и качественную продукцию, вводят лучшие практики, приносят не только деньги, но и технологии, ноу-хау, бренды и доступ к глобальным рынкам. Благодаря глобальной логистике производят товар лучшего качества по более низкой цене, имеют доступ к более доступному капиталу на мировых рынках, в меньшей степени имеют предпосылки к ассоциации с коррупцией и кумовством, увеличивают престижность страны и служат знаком доверия. Чтобы подчеркнуть стратегический характер ПИИ, инвестор часто упоминается как «стратегический инвестор» или «стратегический партнер». Вследствие этого инвесторы ПИИ приветствуются в странах, находящихся на форсированном пути прогресса.

Как различные транснациональные компании конкурируют друг с другом в вопросе приобретения или строительства местного дочернего предприятия, так и правительства разных стран конкурируют в вопросе привлечения транснациональных компаний. Привлекательность страны для иностранного капитала в основном обусловлена экономическими принципами. Значительный платежеспособный спрос, легкость ведения бизнеса, функционирование различных институтов, политическая и социальная стабильность, наличие образованного человеческого капитала, хорошее качество жизни для экспатов — все это служит предпосылкой для привлекательной, безопасной и предсказуемой доходности на вложенный иностранный капитал.

Стран, соответствующих всем вышеуказанным критериям, не так много, и они, как правило, уже развиты, в то время как развивающиеся страны имеют низкий балл по некоторым или всем критериям. Эти страны сталкиваются с классической проблемой «первичности курицы или яйца» — реформы необходимы для привлечения инвестиций, в то время как инвестиции необходимы для финансирования реформ.

Это все лишь повторение известных фактов. То, что я хочу добавить, менее очевидно и не всегда понятно: если страна хочет привлечь инвестиции, ей поможет еще и то, насколько она «клевая».

Слово «клевый» (на английском — «cool») в данном контексте я применяю для определения чего-то неосязаемого и эзотерического. Я говорю не о недрах или деньгах, а о душевности, впечатлениях и чувствах. «Клевое» государство, на мой взгляд, прежде всего, дружелюбно относится к людям.

В Казахстане, конечно, существуют объективные условия, к которым люди относятся с пониманием, как к некоторым временным недостаткам. Если бы все работало хорошо, то не было бы необходимости в привлечении иностранной экспертизы. В то же время есть вещи, которые правительство в силах менять.

Например, улучшать стандарты обслуживания приезжающих, чтобы приблизиться к мировому стандарту. Если правительство доброжелательно к иностранцам и обращает внимание на детали, оно тем самым больше способствует привлечению инвестиций.

Опыт иностранцев, полученный ими непосредственно, делает их доверенными лицами (или критиками) данной страны в мире. И они обычно воспринимаются как заслуживающие доверия; в конце концов они просто обычные люди без политических или коммерческих намерений. Это туристы, спортсмены, иностранные специалисты, фрилансеры, журналисты, профессора. А также их сопровождающие супруги или мужья, которые иногда являются «семейными блогерами».

Экспаты живут в относительно небольших сообществах и активно общаются между собой. Они рассказывают свои истории и слушают рассказы других. Информация распространяется через социальные сети и не контролируется государством. Экспаты находятся в контакте с родственниками, друзьями или даже незнакомыми людьми в их родных странах, которые постоянно их спрашивают: «Как это жить в ???»

Среди тех, кто формально или неформально «отчитывается дома» и тем самым распространяет фактическую информацию о стране, находятся и менеджеры иностранных компаний, чьи отзывы могут входить в опросы общественного мнения, проводимые международными организациями среди экспатриантов. Итоговый рейтинг стран доступен в интернете и влияет на решения инвесторов.

Могут существовать различия между тем, как страна официально представляет себя миру, как она воспринимает себя и как экспаты воспринимают страну. Правительство не может заставить своих граждан хорошо относиться к иностранцам; это будет (или не будет) исходить от самих людей и имеет культурные, исторические или религиозные детерминанты. Но правительство может принять толерантные и благоприятствующие законы, правила и процедуры, касающиеся проживания иностранцев в стране.

Нужен пересмотр всего, что иностранный гость видит и переживает, с чем сталкивается. Правительство не в полной мере оценивает это и часто упускает из виду детали. С приближением EXPO и миллионами иностранцев, которые посетят столицу, данная тематика становится актуальной. Бренд страны является активом, который нужно взращивать, развивать и бережно хранить.

Необходимо сделать это приоритетной задачей государственных органов: найти ненужные правила и отменить их, заменить устаревшие положения и процедуры современными, изменить образ мышления госслужащих и их отношение к людям. Если эти изменения будут реализованы до EXPO, миллионы посетителей вернутся домой с лучшими воспоминаниями. Миллиарды, потраченные на инфраструктуру EXPO («железо»), должны сопровождаться средствами и усилиями, направленными на «программное обеспечение». Я часто вижу, что слишком много внимания уделяется «железу» и слишком мало «программному обеспечению», если вы понимаете мою метафору. «Железо» без программного обеспечения — бесполезное оборудование. Мрамор в аэропорту бесполезен, если люди застряли в очереди и им грубит обслуживающий персонал. Посетители забудут свои положительные эмоции от посещения «Сферы», которой я восхищаюсь из окна моего офиса, если их пытается обобрать нетактичный сотрудник полиции, охранник или обслуживающий персонал.

Я предлагаю обучить вежливым манерам, мягкой речи, позитиву и важности улыбки персонал, особенно тех, кто носит форму и, таким образом, представляет правительство. Я не говорю об усложненных тренировках, а просто о здравом смысле и простом человеческом сопереживании. Будьте менее официальными и строгими, и более дружелюбными и человечными.

Например, когда в последний раз я прилетел в Астану со своей семьей, я был отделен от моей жены и детей, потому что, по правилам, «вы должны перейти к окну паспортного контроля по одному». Я воспротивился молодому офицеру в униформе и в конце концов нам удалось пройти через паспортный контроль вместе. Отсутствие социальной эмпатии было поразительным: неужели люди не видят, что дети не понимают, что происходит, устали после ночного полета, и они испытают еще больший стресс, если их отец будет отделен от них? И если уж так, не должны ли семьи с маленькими детьми быть обслужены вне очереди? Это первое, что иностранец видит, когда он приезжает в страну.

Итог: иностранцы по-прежнему сталкиваются с некоторыми аспектами устаревшего устройства и низкого стандарта обслуживания; это наносит ущерб репутации страны.

Если мы сможем исправить поведение и мышление людей, почему бы не исправить систему: бюрократические требования и правила, которые зачастую не нужны, устарели, нелогичны, просто не «клевые».

Как иностранец, я лично сталкиваюсь с бюрократией, которая делает мой местный опыт менее привлекательным. Необходимость получения визы создает хлопоты. Моя мама, которая привыкла путешествовать внутри Шенгенской зоны без паспорта, не хочет посетить меня в Казахстане из-за необходимости получить визу. Далее, получение долгосрочной визы влечет за собой полдня, потраченных на медицинское обследование, которое включает в себя рентген на туберкулез (ненужное воздействие радиации в каждый год проживания), тест неврологических рефлексов, проверку зрения и слуха, и даже гинекологическое обследование. Я слышал, что учителя-женщины иностранной школы должны были пройти через унизительный гинекологический осмотр, проводимый в местной больнице недружелюбным персоналом, который совершенно не проявлял понимания. Это раздражающий, ненужный атавизм советских времен.

Необходимость регистрировать паспорт в полиции после каждого прибытия в страну тоже является таким атавизмом. Отмените. Ни одна развитая страна этого не делает. Регистрация автомобилей, принадлежащих иностранцам, — процесс до смешного бюрократизированный, и должен быть повторен каждый раз, когда выдается новая виза. Он включает в себя поездку в непонятный и запущенный УПДК, напоминающий офис из фильма про Джеймса Бонда, и необходимость получить нотариально заверенный перевод паспорта, будто чиновники не могут прочитать оригинал. Когда мне продлили визу и я проходил через трехдневную процедуру продления регистрации моего автомобиля, мне сказали, что я должен снять номерной знак и получить новый. Да, вы правильно прочитали: они хотели убрать мои старые номера и дать мне новые. Кто-нибудь видит в этом логику? Для сравнения: как иностранец, я регистрировал автомобиль в США и в Новой Зеландии; одна небольшая процедура в одном окне — и зарегистрирован раз и навсегда. Причем нет никакой разницы между регистрацией иностранцев и резидентов — все делается в том же окне, теми же людьми. Единственная разница в том, что иностранец предоставляет загранпаспорт взамен удостоверения личности.

Все это лишь примеры. Есть поговорка «Дьявол кроется в мелочах». Моя личная жизнь от этих недостатков не страдает: регистрация паспорта в полиции после каждого моего прибытия в страну осуществляется моим работодателем, у которого для этого есть целый отдел, в том числе бывший сотрудник полиции. Автомобиль я зарегистрировал через друга-резидента. Но бесполезная бюрократия — это просто не «клево»: современная страна должна избавиться от таких призраков прошлого.

Итак, я рекомендую:

1. Размышляя о крупных проектах и способах привлечения иностранного капитала, не забывайте о простых вещах. Облегчите процесс въезда в Казахстан для обычных людей. Люди сперва приедут сюда как туристы и любопытные посетители; если их опыт будет положительным, они вернутся и расскажут об этом другим. Некоторые из них будут возвращаться в качестве туристов, некоторые станут мелкими инвесторами, развивая малый и средний бизнес. Другие могут послужить в качестве проводников инвестирования именно в Казахстан крупной корпорации или найти себе работу в транснациональных компаниях Казахстана.

2. Для инвестиционных проектов, которые уже реализуются, иностранный персонал будет источником информации о стране: истории, которые они рассказывают у себя дома, формируют имидж Казахстана за рубежом. Будьте доброжелательны к иностранцам, сделайте нашу жизнь проще.

3. Приближается EXPO-2017. У вас есть уникальная возможность показать всему миру, что вы «клевая» страна: открытая, гостеприимная и заботливая о людях. Не упустите эту возможность и получите максимальную отдачу от денег, потраченных на EXPO. Подумайте об обычных посетителях, а не только о VIP-персонах. Начните с безвизового режима, хорошей организации аэропортов, отмените ненужные процедуры, нужные процедуры максимально упростите и сделайте человечными. (Если гости столицы увидят и наснимают, как закрывается дорога при проезде государственной колонны и как при этом полицейские кричат на людей, это станет сенсацией в YouTube.)

4. С завершением EXPO процесс не кончается. Держите свои границы открытыми и приветствуйте иностранцев. Проведите тщательную ревизию законодательства и подзаконных актов. Будьте смелы и ставьте высокие цели: введите английский язык в качестве третьего официального языка. Если вы хорошо относитесь к иностранцам, они станут вашим ценным активом. Если вы сможете привлечь иностранцев и иностранный капитал лучше, чем соседние страны, вы добьетесь продолжительного конкурентного преимущества. Не нужно будет заманивать корпорации отменой налогов, инвестиционными субсидиями и т. п., они сами придут даже на стандартных условиях.

5. Проведите приватизацию достаточного количества компаний в различных отраслях промышленности путем продажи стратегическим иностранным инвесторам. Чехия (откуда автор родом), помимо купонной приватизации (по аналогии с народным IPO в Казахстане), продала много компаний напрямую инвесторам из развитых стран. Цена не должна быть основным критерием. Пожалуй, самыми главными преимуществами прямой продажи иностранным партнерам являются обучение и перспективы развития этих активов. Как лидеры в своих отраслях, они являются естественным ориентиром. Если мы сможем научиться у них, мы станем на их уровень.

Привлечение иностранных собственников и менеджеров в достаточно большое число национальных компаний — это как приглашение независимой третьей стороны к столу в игре старых друзей (или врагов). Это делает игру более объективной. Такое повышение объективности приносит выгоду также местным предпринимателям и компаниям. Деятельность компаний в «белом» секторе экономики (то есть работающих законно и прозрачно) более предсказуема и менее зависима от политических связей, так как они могут теперь смело сражаться в конкурентной борьбе с бывшими привилегированными компаниями и монополиями. «Серый» сектор стремится в сторону «белого», чтобы получить более широкий доступ к рынкам, капиталу и человеческим ресурсам. «Черный» сектор сокращается, так как у людей появляется новая возможность заработать честно.

Талантливые и трудолюбивые местные жители постепенно восстановят свои позиции, которые были временно переданы иностранцам. Но во времена реформ иностранный менеджмент, его навыки, знания, требовательность и объективность являются крайне необходимым активом, возможно, столь же необходимым, как и деньги, которые они приносят.

Марек Йохец, ассоциированный профессор Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

EXPO бизнес Казахстан Марек Йохец

18.11.2016 • 08:50 7241

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Рецепты успеха для отечественной экономики
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика