Правительству и Министерству национальной экономики РК в ответ на выдвинутую законодательную инициативу о снижении порога по НДС в ходе пленарного заседания в мажилисе было предложено снизить сам НДС для казахстанских производителей и субъектов малого и среднего бизнеса, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Напомним, в минувшую среду в первом чтении мажилисмены поддержали законопроект об изменениях в налоговое и таможенное законодательство. Одной из главных новелл проекта закона стало плавное снижение порога по постановке на учет плательщиков НДС с оборотом более 15 тыс. МРП к 2020 году. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении.
Так, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию депутат Азат Перуашев заметил, что 26 октября текущего года при обсуждении в первом чтении законопроекта по налогам фракция «Ак жол» отказалась его поддержать ввиду неясности мер по замещению налоговых преференций для обрабатывающих предприятий малого бизнеса, от которых правительство предлагает отказаться.
«Так, большой общественный резонанс вызвало понижение порога НДС и перевод в разряд плательщиков НДС многих субъектов малого предпринимательства, ранее применявших специальный налоговый режим (СНР). Данное решение не способствует выводу на свет оборотов теневой экономики. Более того, оно увеличивает как налоговую нагрузку, так и расходы малых предприятий по ведению отчетности по НДС», — сообщил Азат Перуашев, но в то же время акцентировал внимание и на положительных сторонах нового закона.
«Однако следует согласиться, что зачастую через применение СНР реализуются коррупционные схемы, связанные с лжепредприятиями. Кроме того, СНР дестимулирует рост бизнеса, толкает его к дроблению деятельности и ограничивает инвестиции в производство, так как превышение оборотов ведет к резкому увеличению налоговой нагрузки. Например, трамвайный парк в Усть-Каменогорске был формально раздроблен на несколько ИП. Каждый трамвай формально числился за отдельным предпринимателем, из бюджета выбивались сотни миллионов на содержание этого парка, тогда как доходы от его деятельности — те же миллионы, за минусом трех процентов уходили фактическому владельцу, по некоторым данным, проживавшему за рубежом. И таких примеров немало», — рассказал депутат.
Поэтому в целях сокращения подобных манипуляций, снятия барьеров для инвестиций и роста МСБ переход к НДС, как считает парламентарий, был бы оправдан. Вопрос лишь в том, о каком именно НДС идет речь.
Другим спорным моментом, который выделил лидер депутатской группы, стала отмена с 2018 года в связи со вступлением в ВТО налоговых преференций в режиме таможенного склада. Этим режимом предоставлялась льгота по НДС для сырья и материалов, ввозимых и перерабатываемых на отечественных предприятиях, благодаря чему предприятия успешно работали, привлекали иностранные инвестиции, современные технологии. При этом в связи с отменой льгот себестоимость продукции вырастет теперь на 12%, а значит, станет менее конкурентоспособной.
С учетом данных норм Азат Перуашев предложил правительству конкретные меры, а именно рассмотреть вопрос о введении по примеру стран Евросоюза пониженной ставки НДС для приоритетных секторов экономики. По его словам, пониженная ставка НДС применяется практически во всех странах ЕС для производства и оборота технологичных и социально значимых товаров и услуг. Пониженная ставка НДС прямо устанавливается законодательством и не считается льготой, поэтому разрешена в рамках ВТО.
«Практически все страны ЕС применяют несколько пониженных ставок для конкретных отраслей. Администрирование различных ставок НДС не вызывает различных трудностей, так как для однотипных товаров применяется одна и та же ставка в цепочке производства и реализации. Например, в Великобритании общеустановленная ставка косвенного налога составляет 20%, но для энергооборудования в личных целях, услуг по ремонту жилья
Он добавил, что это данные, которые предоставили посольства этих стран на запросы депутатов. Поэтому в Казахстане применение пониженной ставки НДС в 3−6% для отраслей, теряющих прежние преференции из-за отмены льгот, включая режим СНР, было бы крайне позитивным шагом.
«В 2013 году на эту инициативу правительство ответило отказом, ссылаясь на увеличение работы налоговых органов. Однако теперь это объяснение будет неприемлемо, потому что загрузка налоговых органов не мешает им увеличить число плательщиков НДС. К тому же это налоговые органы должны обслуживать экономику, а не экономика — налоговиков. Поэтому предлагаем правительству до вступления в силу последних изменений в налоговое законодательство, то есть до 2018−2019 годов, повторно изучить эту инициативу и принять решение о введении пониженных ставок НДС для приоритетных секторов экономики», — заключил Азат Перуашев.