Морская гавань страны – морпорт Актау претерпевает серьезные управленческие реформы, которые уже позволили увеличить импортно-экспортный грузопоток. Поставщики из Азербайджана, Грузии и Турции наращивают потоки грузов паромными переправами в сторону Актау. Здесь заработала удобная для них система «Одного окна», позволяющая оперативно разгружать и завозить товары в Казахстан. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побывал в морпорту Актау, где ознакомился с работой новой системы, непосредственно интегрированной с новой автодорогой Актау-Бейнеу.
Отметим, что и экспортный потенциал морпорта остается сегодня на достаточно высоком уровне. По понятным экономическим причинам, уменьшились лишь объемы поставок нефти при помощи нефтеналивных танкеров в сторону Баку и Махачкалы. В то же время, растут поставки металла, зерна и других грузов через морпорт в направлении соседних прикаспийских государств.
Общая перевалка грузов по итогам восьми месяцев 2016 года составила 3 млн 620 тыс. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года объем перевалки грузов снизился на 762 тыс. тонн или 17 % за счет уменьшения перевалки нефти и нефтепродуктов.
Однако по остальным категориям грузов наблюдается рост и превышение плановых показателей. Так, переправка металла выросла на 12 %, зерна – в два раза, других грузов – на 42%.
В целом, как отметил начальник отдела маркетинга и логистики Актауского морского порта Досхан Амир, который провел экскурсию для представителей СМИ по нефтеналивным причалам морпорта, глубина только 4-го и 5-го нефтеналивных причалов составляет 6,8 метров, что позволяет обслуживать суда водоизмещением или вместимостью порядка 11-12 тыс. тонн. Проектная мощность этих причалов составляет 5 млн. 200 тыс. тонн нефти в год. Их максимальная пропускная способность в настоящее время равна 6 млн. 236 тыс. тонн нефти ежегодно. Данный показатель был достигнут в 2009 году, когда в морпорту был рекордный по объемам перевалки нефти год. Пик составил 11 млн. 307 тыс. тонн нефти со всего морпорта Актау.
Сейчас в количественном объеме по итогам девяти месяцев 2016 года объем перевалок нефти составил 1 млн. 723 тыс. тонн. Один танкер способен наполняться до 12 тыс. тонн, учитывая глубину Актауского морпорта. Но также следует учитывать глубину порта, куда танкер выходит. Сейчас в среднем загрузка танкеров выполняется до 7-8 тыс. тонн, так как глубина российских портов не позволяет обрабатывать более загруженные танкеры.
В то же время, морской порт Баку сейчас в порт Алят, в 50 километрах от азербайджанской столицы. В нем природные глубины позволят обслуживать более загруженные нефтью танкеры из Казахстана.
Что касается расширения морпорта Актау: акватория в северном направлении от Актауского морпорта подчинена ТОО «Актауский морской северный терминал. Он не будет соединен с портом, это самостоятельное юридическое лицо. Да, изначально этот проект задумывался как расширение самого морского порта Актау. Однако потом в связи с финансовыми затруднениями были привлечены дополнительные инвестиции и доля участия морпорта Актау в проекте размылась до 10%. В то же время, проектная мощность нового северного терминала составляет 2,5 млн – 3 млн тонн ежегодно. Здесь расположены зерновые хранилища. Планируется, что в год северный терминал будет обрабатывать до 1,5 млн тонн зерна и столько же генеральных грузов в контейнерах. При этом, единовременное хранение на зерновых силосах северного терминала составит порядка 6 тыс. тонн в месяц. Проект будет запущен в следующем 2017 году.
Между тем, пропускная способность всего Актауского морпорта составляет 17 млн 700 тыс. тонн грузов ежегодно. Это пока максимальное пропускная способность, которая была достигнута за все время его функционирования. Но не за горами тот день, когда она увеличится за счет упрощения процедуры оформления.
В свою очередь, начальник транспортно-экспедиторского отдела морпорта Актау Талгат Оспанов, проведший экскурсию по паромным причалам морской гавани, отметил, что только на одном пароме из Азербайджана только что в порт прибыло 24 вагона с товарами народного потребления. Паром «Академик Гасан Алиев» курирует между Баку и Актау, доходя из одной точки в другую за 22-24 часа в зависимости от погодных условий. Этот паром принадлежит азербайджанскому каспийскому пароходству. В целом большой паром способен одновременно взять на борт до 42 железнодорожных вагонов или более 50 цистерн.
«С Грузии через Азербайджан к нам идут фрукты, лимонады, вина, с Турции – товары народного потребления. В настоящее время, стремительно растет количество фур, приходящих к нам на пароме. Если в прошлом году мы обработали 1 тыс. 671 фуру, то в нынешнем году мы обработали уже 9 тыс. 760 фур, то есть увеличение произошло в 15 раз по сравнению с прошлым годом», – рассказал Талгат Оспанов.
Рост перевозок товаров автомобильным транспортом на паромах специалисты объясняют кризисом в российско-турецких отношениях. Несмотря на то, что сейчас он разрешился, в морпорту склонны полагать, что поставщики из Турции все равно вряд ли захотят менять наметившуюся для себя очень комфортную колею. Они уже привыкли к хорошим условиям, созданным для них в Актау. Кроме того, с июля этого года украинским перевозчикам запретили провозить товары через территорию России. Поэтому украинские перевозчики тоже идут в Казахстан. Их путь долог и достаточно мудрен, однако он несет большие выгоды казахстанскому морскому порту. Выходя из украинского Ильичевска рядом с Одессой, товары доставляются на пароме по Черному морю до грузинского порта Батуми. Оттуда они идут автоколоннами через всю Грузию и Азербайджан до Баку, где вновь «пересаживаются» на паромы через Каспийское море в Актау. Так, автоколонны достигают казахстанского берега и тут им, как и фурам из Турции, Грузии и Азербайджана в помощь новая автодорога Актау – Бейнеу. Товары либо оседают в Казахстане, либо идут дальше в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, либо отправляются в Китай.
Итак, увеличение объемов перевалки большегрузных автомашин через паромный комплекс в Актау стало возможным благодаря внедрению принципа «Одного окна». Сегодня оформление транзитной декларации и согласование с контролирующими службами осуществляется портом в круглосуточном режиме. Время выезда первой машины из порта после прихода судна не превышает 2,5 часа. Это позволяет в нормальном рабочем режиме обрабатывать более 1 тыс. единиц колесной техники в месяц. Потенциально, порт готов обрабатывать до 2 тыс. автомобилей в месяц.
В рамках «Одного окна» действует порт, таможня, пограничная служба. Склад временного хранения работает круглосуточно. Построена досмотровая яма для таможенного и пограничного контроля. Круглосуточно функционирует отделение «Казпочты», где можно обменять валюту, оплатить услуги и сделать денежные переводы. К тому же, зона таможенного контроля в здании морского вокзала разделена на экспорт и импорт. 24 часа в стуки действует медицинский пункт, а также павильон с кафе и душевыми кабинами. Там же работают мониторы, на которые выводится информация для водителей о готовности документов и течении очереди. И кстати, все положенные документы теперь заполняет не водитель, как раньше, а соответствующие службы, расположенные в морпорту. Что тоже сказывается на ускорении тока очереди.
Не позднее 2,5 часов вновь прибывший груз через морские ворота заходит в нашу страну.