В июле 2016 года продажи автомобильного рынка Казахстана сократились на 12% по сравнению с предыдущим месяцем. Наиболее сильно «просели» следующие бренды: Daewoo, Isuzu, Datsun, Mini, Lexus, Peugeot, Mercedes-benz Trucks, Infinity, Skoda и UAZ. Потери наиболее популярного бренда Lada составили - 23,28 %, Toyota продала на 25,14% меньше, чем в июне, об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в Ассоциации казахстанского автобизнеса.
При этом, как отметили в ассоциации, «хорошие продажи сделали: Porsche +300%, Lifan +250%, Iveco +209,09%, Kamaz +188,33%, BMW +60,87%, Audi +57,14%, Hyundai +44,53% и Jac +22,73%».
«Мы рассматриваем столь высокие продажи дорогих брендов как еще один показатель постепенной стабилизации покупательской способности казахстанцев. Также возможную положительную роль сыграло возобновление потребительского кредитования банков второго уровня (БВУ). В абсолютном численном выражении, количество потребительских кредитов, выданных БВУ за первые пять месяцев 2016 г. превысило весь объем кредитования 2015 г. на 30%», - уточнили в ассоциации.
Между тем, производство легковых автомобилей в Казахстане в условиях кризиса имеет тенденцию к сокращению. Так с 37 157 ед. в 2014 г. до 12 510 авто в 2015 г., и в 2016 г. (первое полугодие) произошло сокращение еще на 60%. Фактически, автопром Казахстана откатился до показателей 2010-2011 годов вследствие диспаритета курсов валюты, нескольких волн девальвации и снижения платежеспособности населения. До начала диспаритетного курсового тренда средний ежегодный рост составлял 70%, и с данными темпами развития, казахстанский автопром мог выйти на 100 тыс. машин в год к 2020 году. С учетом роста локализации, отрасль стала бы устойчивой, покрывала большую часть потребностей рынка и способствовала бы развитию смежных отраслей.
Однако 312 тыс. ввезенных автомобилей из России в период с 2014-2015 гг. сформировали отложенный спрос на 1,5-2 года. Тем не менее, к настоящему времени, отложенный спрос практически исчерпал себя и есть основания полагать, что дно автомобильного рынка Казахстана достигнуто.
В прогнозе АКАБ также отмечается, что показатели второй половины 2016 года в значительной степени будут зависеть от динамики на рынке нефти. «В перспективе трех лет мы ожидаем рост продаж новых автомобилей в официальных дилерских центрах, при условии роста цены на нефть в соответствии с прогнозами международных организаций», - отмечают эксперты ассоциации. В таких условиях продажи новых автомобилей по итогам 2016 года составят около 45 тыс. единиц (согласно прогнозам Всемирного банк, МВФ и Economist Intelligence Unit, средняя стоимость нефти в 2016 году составит 40-44 долларов США за баррель, что дает возможность предположить о сохранении тренда первого полугодия).
Помимо внешних факторов, которые должны благоприятно отразиться на автомобильном рынке РК, есть ряд внутриотраслевы, которые также поддержат рынок: поэтапное снижение импортных пошлин в рамках утвержденных тарифов ВТО; понижение стоимости автомобилей импортного происхождения.
Между тем, отклонения от прогноза возможны при реализации событий, которые не учтены в данном прогнозе. А в частности это могут быть кризисные явления экономического, политического характера как в глобальном, так и в локальном масштабе, а также регулятивные изменения в отрасли.
Базовые тенденции казахстанского рынка автомобилей выглядят следующим образом: казахстанцы все больше предпочитают бюджетный сегмент авто, в первую очередь, для машин отечественного производства; казахстанцы готовы к принятию новых брендов на рынке, если это машины казахстанского производства; казахстанцам интересны инструменты стимулирования продаж, кредитование и рассрочка.