В Астане плавно будет введена новая система электронной оплаты проезда в городском транспорте «Астра Плат». Ее создатели убеждены, что повторения сбоев, подобных тем, что происходили при внедрении электронной системы оплаты «Онай» в Алматы не случится. Потому что они учли опыт внедрения «Онай» в южной столице и решили перейти на иную технологическую платформу. К тому же, система будет вводиться поэтапно с параллельным сохранением обычных проездных и наличной формой оплаты проезда пассажирами. Запускаться она будет во всех пригородных и в части городских автобусах повышенной комфортности «Экспресс». А ее отличительной чертой станет наличие бонусов и профитов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как рассказал Сергей Попов, руководитель Центра платежных систем филиала ТОО «Астана LRT», которое совместно с акиматом Астаны внедряет новую систему, 30 июля был запущен первый этап «Астра Плат». В рамках этого этапа были разделены пригородные зоны Астаны на четыре тарифных зоны.
«Что это дает пассажирам? Ранее они оплачивали каждый поселок собственную стоимость проезда. Это составляло 84 различных тарифа, то есть от поселка до города и между поселками. При внедрении четырех тарифных зон, мы все упростили для людей. Им теперь проще сделать выбор. Помимо упрощения они получают экономию в среднем 50 тенге за одну поездку до города. Немаловажен и тот факт, что мы теперь предоставляем право бесплатного проезда льготным категориям граждан пригородных поселков. Ранее такого не было», - пояснил Сергей Попов.
На сегодняшний день пригородные перевозки охватывают 24 населенных пункта, которые обслуживаются 14 пригородными маршрутами. Ежедневно на линию выходят 39 пригородных автобусов.
«В каждом из них пассажиры могут увидеть специальные плакаты, на которых подробно распределены населенные пункты, которые находятся в четырех пригородных зонах. Такие же плакаты расположены на 150 остановках в городе и пригородных населенных пунктах. А через некоторое время в Астане будет запущен второй из четырех этапов «Астра Плат». Он будет распространяться на пассажиров Экспресс-автобусов», – сообщил руководитель Центра диспетчеризации транспорта города Астаны Бауыржан Сеитов.
Как добавил Сергей Попов, вначале проводится работа без ввода электронных карт. Идет разъяснение. В то же время, аппараты по продаже карточек уже устанавливаются во всех ТРЦ столицы, на ж/д и автовокзале, в аэропорту.
«У нас есть понимание поездки. Вы покупаете тарифный план – 10 поездок по городу в «Экспрессе» или пригородам по соответствующим зонам. Оплачивая 10 поездок, 11 предоставляется в качестве бонуса бесплатно. 10 поездок по городу на «Экспрессе» будет стоить 1,5 тысячи тенге. Оплатив полторы тысячи, вы получаете 11 поездку бесплатно, то есть уже идет экономия на 10%. Второй бонус – это то, что в течение часа можно совершать бесплатную пересадку. Зайдете в один автобус экспресс-маршрута, доедете до места, сделаете свои дела и если вы укладываетесь во временные рамки, то вы садитесь обратно в такой же экспресс-автобус, не оплачивая дополнительно эту поездку. Или вам допустим необходимо сделать пересадку с одного на другой экспресс-маршрут по городу, то в течение часа вы делаете это бесплатно, экономя почти 150 тенге. Это 100-процентная скидка. Исключения составят лишь жители пригорода: там пересадка будет работать при въезде в город. Например, житель пригорода Косшы или Талапкер садится в автобус и прикладывает карту: с него списывается поездка, он приезжает в один из четырех хабов Астаны – «Азиа Парк», «Мега» и т.д. и на выходе прикладывает карточку еще раз, фиксируя тем самым время прибытия. И с этого момента он получает один час на пересадку на городской или пригородный маршрут. Это достаточно хорошая мотивация», - рассказал о принципах работы новой электронной системы оплаты проезда Сергей Попов.
Отвечая на вопрос о сходстве «Астра Плат» с системой «Онай» в Алматы, он пояснил, что технологически в Астане и южной столице внедрены разные решения, поэтому параллелей проводить не стоит.
«Именно поэтому мы разбили на этапы внедрение системы, чтобы люди, имеющие на слуху опыт южной столицы, не связывали эти системы. Нас многое отличает. У нас есть мотивация с использованием карточки. Мы оставили изначально и проездные билеты, и наличные деньги, ведь если ты гость города, то у тебя нет необходимости покупать платежную карточку на долгое время или у тебя сломалась машина и тебе нужно совершить всего одну или две поездки, ты сможешь оплачивать по старинке наличными. Наши карточки основаны на технологическом решении, которое используют 90% систем в мире. Она позволяет работать в оффлайне: даже если будут проблемы с сотовой связью, автобус все равно примет и зафиксирует вашу оплату», - отметил Сергей Попов.
По его словам, льготной категории горожан уже раздали 90% карточек, проводится работа над открытием касс по городу. В общей сложности, в столице будет функционировать 10 касс «Астра Плат», где будут выдаваться именные льготные карточки. Также установят 30 автоматов по выдачи карт. Дополнительно будут предоставлены услуги терминалов по пополнению этих платежных карточек и интернет-магазина. К тому же, в данный момент прорабатывается вопрос об оплате «Астра Плат» через терминалы сотовой связи.
В настоящее время для 77,5 тысяч школьников Астаны уже выпустили именные карточки.
Между тем, руководитель Центра диспетчеризации транспорта города Астаны Бауыржан Сеитов отметил, что новая электронная система оплаты увеличит собираемость в целом.
«Известно, что какая-то часть денег находится в тени. А тут увеличится прозрачность. От 10% до 30% сейчас составляет теневая сторона оплаты проезда в городском транспорте Астаны. Иногда кондукторы в часы пик физически не могут обилетить всех. Постепенно мы ожидаем что за счет бонусов и профитов карточек станет больше», - подчеркнул Бауыржан Сеитов.