«Факты, как известно, вещь упрямая, но статистика гораздо сговорчивее». Это афоризм, который вдруг стал актуальным в наши дни. Сравнительно недавно казахстанцы заподозрили, что, высчитывая миллионного столичного жителя, кому-то все-таки удалось договориться со статистикой. Сами «властелины дробей и десятых долей» при этом убеждены – статистика врать не может. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz руководитель департамента статистики по городу Алматы Баглан Каргулов сумел ответить на все неудобные вопросы и попробовал на языке цифр рассказать о развитии южной столицы.
- Баглан Абайбекович, мы, журналисты, давно привыкли бесперебойно получать нужную информацию от вашего ведомства, не особо задумываясь, насколько сложно добывать ее. Давайте поговорим о департаменте статистики по Алматы…
- Наш департамент является территориальным подразделением Комитета по статистике, он, в свою очередь, входит в состав министерства национальной экономики. Главной задачей департамента является сбор и обработка первичных статистических данных, получаемых от респондентов, и предоставление сводной информации нашим пользователям. Если говорить в целом о самой статистике, то сегодня она активно развивается: мы применяем международные стандарты, внедряем новые системы показателей. Нужно также сказать, что с 2011 года национальная статистическая система Казахстана в рамках проекта «Казстат» сотрудничает со многими европейскими странами, и сегодня мы полностью соответствуем уровню других государств мира.
- Это общая картина по отрасли. А если рассматривать предметно город Алматы, как он выглядит, согласно статистическим данным?
- Для начала я хочу объяснить, что статистика изучает те процессы или явления, которые происходят в обществе в определенный промежуток времени. Если взять во внимание показатели прошлых лет, мы увидим настоящее время в сравнении с прошлыми годами. Что касается нашего города, говорить о нем можно очень много. В первую очередь это огромный мегаполис, культурная столица нашей страны. Треть всех вузов республики находится в нашем городе, у нас порядка 1 миллиона 722 тысяч человек проживает. Зарегистрировано около 106 тысяч юридических лиц, и треть из них приходится на малые предприятия, которые также работают в Алматы. И самое главное: основной показатель комфорта проживания и уровня предоставления социальных услуг - это продолжительность жизни. Она у нас самая высокая по республике – 75 лет. В других городах Казахстана этот показатель равняется 72 годам.
- Интересная цифра. Какими еще статданными Алматы отличается от других городов Казахстана?
- Например, по показателю валового внутреннего продукта доля Алматы здесь составляет около 21-22%, это высокий уровень. По оптовой торговле мы занимаем 50%, то есть в целом доля нашего города в масштабах республики занимает достаточно высокий удельный вес.
- Хорошо. Давайте вернемся к алматинскому департаменту статистики. Чтобы понять особенности работы, расскажите, как проходит один будний день сотрудника вашего департамента?
- Вы знаете, есть такое выражение – «у статистики женское лицо». И действительно, большая часть нашего коллектива, если не сказать, что весь он, состоит из женщин. Какими качествами должны обладать наши сотрудники? Это скрупулезность, терпение и усидчивость. Чем интересна наша работа – она полностью выстроена. Имеется план статистических работ, где определено, какие статотчеты мы должны собрать, какие сводки и когда мы должны предоставить в виде обработанной информации нашим пользователям. Казалось бы, в таких условиях достаточно легко и просто работать. Но в то же время нагрузка на наших сотрудников ложится колоссальная. Особенно в те дни, когда мы собираем статистические отчеты: в начале каждого месяца, каждого квартала.
Сейчас, например, у нас как раз авральная пора. Мы собрали первичные статданные за первое полугодие, обработали их и готовимся предоставить пользователям данную информацию. Что касается разработки статистического инструментария, методологии, законов, нормативно-правовых норм, регулирующих нашу деятельность, – это все делается на уровне Комитета по статистике. На своем уровне - департамента статистики - мы занимаемся только сбором и обработкой первичной статистической информации. Мы снабжаем наших респондентов бланками, инструкциями по их заполнению, проводим достаточно много обучающих мероприятий.
Другими словами, наша основная задача – максимально снабдить респондента нужными сведениями и в итоге получить качественную информацию. Хотелось бы также отметить, что вот уже несколько лет мы практикуем прием отчетов в онлайн-режиме. То есть сейчас респонденты уже могут к нам не приходить, мы не пользуемся бумажными носителями. Не выходя из офиса, через интернет-каналы передаем всю нужную информацию. Хочу сказать еще такую известную фразу: «Статистика сопровождает человека от его рождения до самой смерти», то есть в любой сфере жизнедеятельности человека, там, где есть потребность в информации, мы по запросу выполняем данную работу.
- Вот, кстати, касательно запросов. Можно ли сделать, так скажем, «заказ» в департамент статистики? К примеру, я – начинающий предприниматель, которому необходим анализ определенного рынка, можете ли вы заняться подобным исследованием в частном порядке?
- Однозначно нет. Мы на заказ работу не выполняем. Это государственная структура. Но если бизнесмен хочет провести какое-либо исследование, тогда он должен обратиться через ту же Национальную палату предпринимателей «Атамекен», через органы статистики и подать заявку. Мы ее изучим на предмет дублирования показателей, поймем, какова будет нагрузка на респондентов в случае внедрения данного исследования, только после этого займемся. В то же время хотелось бы сказать, что мы проводим широкий спектр исследований, и я думаю, что любой бизнесмен сможет найти нужную ему информацию и без дополнительного обращения. Все результаты нашей работы есть на официальном сайте, любой желающий может получить необходимые данные.
- А если подробнее о конечном пользователе, куда и кому направляются результаты вашей работы?
- Наши пользователи – это физические лица, государственные органы, общественные круги, ученые. Вообще, план статистических работ делится на два раздела. Первый – это сбор информации. Второй – предоставление уже обработанной информации нашим пользователям. Повторюсь, мы изучаем те процессы, в которых есть потребность общества. Получается, что фактически вся сфера жизнедеятельности человека подпадает под это определение. Другое дело, что у каждой сферы есть своя специфика. У демографии, условно говоря, своя, в реальном секторе – другая. Мы производим статистические показатели согласно данным спецификам.
- Известно, что цифры высчитываются посредством разных методов и способов, какие практикуете вы?
- Методов сбора информации у нас два – сплошной метод и выборочное обследование. Сплошной это когда мы проводим ту же перепись населения. Выборочное обследование – чтобы было экономически выгодно, мы из всего целого выбираем определенную часть, обследуем ее и распространяем на всю совокупность. Это выгодно в том плане, что уходит меньше финансовых средств, меньше трудовых ресурсов, а в целом эффект такой же. Мы чередуем оба метода.
- О качестве цифр. Все мы знаем, что в любых подсчетах могут быть погрешности, насколько велик данный показатель в вашей работе?
- У нас информация достоверная. Но если говорить о погрешностях, то нужно понимать, что, как мы уже обсудили, есть различные методы проведения исследований. Из-за этой разницы и есть определенные несоответствия. Но мы работаем над тем, чтобы везде сделать единую форму исследования. Чтобы она была признана не только на национальном, но и на международном уровне, соответствовала мировым стандартам. Наш Комитет по статистике регламентирует данную деятельность, согласовывает те или иные показатели. Правильно, должен быть единый подход, только в этом случае погрешностей не будет вообще.
- А как вы прокомментируете резонанс, который возник вокруг миллионного жителя Астаны? Вы знаете, что казахстанцы с большим недоверием отнеслись к этой информации. Как должны работать статистики, чтобы им верили?
- Я не уполномочен комментировать ситуацию в Астане. Это не в моей компетенции. Но могу сказать точно, что с потолка цифры мы не берем. Демографическая статистика достаточно проста в своих измерениях. В первую очередь каждые 10 лет мы проводим перепись. К ней мы прибавляем людей, которые встали на учет: прибывших и родившихся. Оттуда убираем умерших и выбывших. То есть если человек прописался, он уже становится постоянным жителем того или иного региона. Сама процедура очень прозрачная. Всю информацию берем из административных источников – ЗАГСы и миграционная служба. Здесь простая арифметика.
- Можем ли мы тогда определить, какие цифры за последнее время стали особенно значимыми для Алматы? Может быть, на фоне прошлогодней девальвации где-то случились сильные скачки, о которых мы не узнали?
- Девальвация в Казахстане проводилась не в первый раз, и целью этого шага было укрепление национальной экономики, сохранение рабочих мест и улучшение работы экспортеров. Наиболее сильно она отразилась на той продукции и услугах, которые имеют достаточно высокую импортную составляющую. У нас достаточно много национальных производителей, по ним девальвация ударила не сильно. То есть подорожал только импорт. Если говорить о конкретных товарах, вот пример: тот же сахар, который в прошлом году, до девальвации, стоил 158 тенге за килограмм, сегодня стоит 243 тенге.
- Вернемся к сотрудникам департамента. Есть ли пресловутый «кадровый голод», который сегодня переживает чуть ли не каждая отрасль экономики?
- Статистика у нас относится к государственной службе. Прежде чем прийти к нам на работу, сотрудники проходят достаточно жесткий отбор. Это сдача тестирования, для того чтобы стать госслужащим, кроме того, мы проводим у себя собеседование, проверяем качество образования. Мы ведь и сами не стоим на месте. В самом департаменте, в Комитете по статистике проводится немало семинаров по повышению квалификации сотрудников. Если у нас появляется новый работник, мы за ним закрепляем наставника, который в течение определенного времени «ведет» новичка. Естественно, учитывая специфику статистики, человек, когда приходит, не может сразу влиться в работу, ему нужно время, чтобы адаптироваться. Мы в этом ему помогаем, обучаем.
- А сама профессия статистика, насколько она популярна сегодня? Как часто молодые казахстанцы изъявляют желание связать свою жизнь со статистикой?
- Статистика в последние годы у всех на слуху. Конечно, я не могу сказать, что все массово стремятся к нам, как я уже сказал, это очень кропотливый труд, даже рутинный – одни и те же отчеты нужно обрабатывать ежемесячно. Но, тем не менее, интерес есть.
- В одном из интервью вы обозначили проблему, когда население страны, казахстанцы, не идет на контакт с сотрудниками департамента статистики. Не открывают двери, отказываются принимать участие в опросах. Как-то эта проблема решается?
- Мы над этой проблемой постоянно работаем. Я бы не сказал, что ситуация кардинально изменилась. Недоверие есть до сих пор, но постоянной своей работой мы стараемся донести до жителей, что та работа, которую мы выполняем, она нужна всем нам. На основании этих данных формируется программа развития страны, города. Здесь главное – это первый контакт с домашними хозяйствами. Очень сложно разговаривать, когда нет живого прямого диалога. Есть люди, которые понимают и помогают, но есть и такие, кто боится попасться авантюристам, мошенникам.
Для того чтобы была прозрачность в этой работе, по предложению самих горожан мы разместили фотографии наших сотрудников, непосредственно тех, кто работает с домашними хозяйствами, чтобы их знали в лицо. Можно всегда зайти на наш сайт и убедиться, что к ним в квартиру зашли действительно наши представители. Кроме того, у них есть справка за подписью первого руководителя, с фотографией на обороте, подтверждающая его отношение к департаменту. И, конечно, самое основное – это инструментарий. У нашего сотрудника всегда есть бланки, инструкции для заполнения. Вот по этим признакам можно определить работника департамента статистики.
- Баглан Абайбекович, я благодарю вас за беседу. Успехов вам и вашим коллегам!