В РК чрезвычайно велика диспропорция регионов по ВВП, инвестициям и плотности городского населения. В частности, пять областей и город Алматы производят свыше 50% ВВП страны. Столько же в процентном соотношении приходится инвестиций в основной капитал пяти регионов Казахстана. В то же время три области страны наиболее урбанизированы, достигая 70-процентного показателя по величине городского населения. При этом буквально в каждом регионе наметился острый дефицит медицинских кадров, представителей рабочих специальностей, инженеров и учителей. Об этом, выступая в Центре государственно-частного партнерства (ГЧП) в Астане сообщила директор Центра регионального развития и исследований конкуренции АО «Институт экономических исследований» Айгуль Кошербаева, передает корреспондент kapital.kz.
Так, удельный вес регионов в ВВП в минувшем 2015 году составил: Атырауская область – 10,1 %; ЗКО – 4,4 %; Жамбылская – 2,6 %; Карагандинская – 7,7 %; Костанайская – 3,6 %; Кызылординская – 3,0 %; Мангыстауская – 5,0 %; ЮКО – 6,3 %; Павлодарская – 4,6 %; СКО – 2,2 %; ВКО – 6,0 %; Акмолинская – 2,8 %; Актюбинская – 4,2 %; Алматинская – 5,1 %; Астана – 11,2 % и Алматы – 21,2 %.
При этом структура производства ВВП определяется региональными диспропорциями, неравномерностью размещения производительных сил по территории страны и разным уровнем развития регионов. Таким образом, Атырауская область, ЗКО, Карагандинская, Мангыстауская, ВКО и город Алматы производят порядка 55 % ВВП республики.
Эксперт сделала вывод, что к условиям рынка наиболее адаптированными оказались регионы богатые нефтяными и другими сырьевыми ресурсами, такие как Атырауская и Мангыстауская области, а также крупные города с развитой сервисной экономикой и финансовым сектором – Астана и Алматы, что выразилось в росте их доли во внутреннем валовом продукте страны.
Наименее адаптированными оказались регионы с устаревшей сельскохозяйственной и промышленной специализацией – это Жамбылская, Северо-Казахстанская и Костанайская области, что выразилось в снижении их доли в ВВП.
Между тем в прошлом 2015 году на пять регионов пришлось 52,7 % от общего объема инвестиций в основной капитал. Так, Атырауская область получила 20,7 % от общего объема инвестиций, что в 9,4 раза больше объема полученного Северо-Казахстанской областью.
Что же касается иностранных инвестиций, то и здесь, как отметила глава Центра регионального развития и исследований конкуренции, наиболее предпочтительными сферами для инвестиций являются горные и добывающие производства и, как следствие, пять добывающих областей – Атырауская, Актюбинская, Карагандинская, Кызылординская и Мангыстауская области, которые привлекают 62 % от общих инвестиций в основной капитал из-за рубежа.
Главные потоки внешних инвестиций все еще сконцентрированы в нефтедобывающих областях западного макрорегиона. Однако в 2015 году инвестиционная привлекательность большинства регионов в целом снизилась. По Казахстану этот показатель упал с 27 до 17,2 % соответственно.
В свою очередь, если вести речь об объеме розничной торговли по регионам Казахстана, то, как заметила эксперт, на города Алматы и Астана приходится в общем 40 % услуг, предоставляемых по всей стране. Разница между худшими и лучшими регионами с точки зрения объемов предоставленных услуг еще в позапрошлом году составляла 29 раз, хотя в 2009 этот показатель зашкаливал до 34,6 раз.
Затронула Айгуль Кошербаева и факторы, влияющие на региональное развитие. Она выделила наиболее острые социально-экономические проблемы с точки зрения социологического измерения.
Высокая стоимость жилья – 61 %
Высокие тарифы на электроэнергию – 48 %
Отсутствие дорог хорошего качества – 45 %
Цены на медикаменты и лекарства – 45 %
Низкая зарплата – 44 %
Выбросы вредных веществ в атмосферу – 42 %
Товары и услуги – 41 %
Загрязнение водных ресурсов – 38 %
Если говорить о барьерах к улучшению предпринимательского климата, то исследователь выявила проблемы с залогом – 23 %; коррупцию - 18 %; административные барьеры – 15 %; отсутствие необходимых связей и наличие более сильных игроков – по 10 %; отсутствие рынка сбыта – 9 %; недоступность информации и нехватку инновационных бизнес-идей – по 8 % соответственно.
Говоря о кадровом дефиците, Айгуль Кошербаева отметила острую нехватку по таким категориям как медицинские работники – 55 %; рабочие специальности – 50 %; инженерные профессии – 39 %; учителя – 25 %.
«Активно возникает такая проблема, как отсутствие квалифицированных кадров. В зависимости от региона эти показатели меняются. То есть, допустим если взять Акмолинскую область в разрезе районов то, например, в Атбасарском районе практически нет кадров, которые могли бы просто работать в больницах. Это несмотря на то, что еще в советское время в Атбасаре было специальное медицинское училище, которое тут же на месте готовило кадры для своей районной больницы. Сейчас же когда мы разрабатывали комплексные планы для малых городов, мы столкнулись прежде всего вот с этим вопросом – работать просто некому! Потому что те, кто сейчас дорабатывает - они предпенсионного возраста. Еще два-три года и эти медсестры уйдут на покой. Молодежь идти с других районов и обслуживать эту районную больницу просто не хочет. И это один из примеров: такие же вопросы существуют если вы возьмете каждую больницу районного уровня», - рассказала Айгуль Кошербаева
По ее словам, поэтому медицинские работники с дефицитом в 55 % стоят на первом месте. В то же время она признала, что по рабочим специальностям ситуация худо-бедно начинает решаться в рамках «Дорожной карты занятости» и благодаря тому, что в тех или иных регионах открываются ресурсные центры занятости, что позволяет решать вопрос по «утолению голода» в этих специалистах и хоть в какой-то мере восполнять дефицит кадров на местах.
Отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz о том, куда в таком случае перетекают молодые кадры, которые не хотят или не могут работать по специальности – в квазигосударственный сектор, в частный бизнес или пополняют армию самозанятых, директор Центра регионального развития и исследования конкуренции обратила внимание: «Медицинские кадры, которые я привела были всего лишь одной из «горячих» точек, существующих в разрезе нехватки кадров в регионах. И программа «Саламатты Казахстан» и «Дорожная карта бизнеса» и программа развития территорий они сейчас говорят о том, что у нас наметилась катастрофическая нехватка кадров именно среднего медицинского персонала. Но «горячие» точки представляют и рабочие специальности, потому что, если рассматривать реализацию проектов Карты индустриализации, как и в целом потенциал регионов очень часто, когда мы разговаривали с бизнесом и населением, мы слышали, что наметился дефицит элементарно электриков, монтеров, сварщиков – тех, которые являются техническим персоналом, кто может и способен работать на новом современном оборудовании. Причем, это должны быть не просто подготовленные электрики, а те квалифицированные специалисты, которым окажется по силам работать на новых предприятиях, открывающихся за счет инвесторов. У нас ведь много крупных проектов и масса оборудования, которое завозится в страну в рамках их реализации. А значит, и ресурсные центры занятости, которые существуют в районах и в областных центрах, должны быть в курсе последних тенденций и постоянно обновляться. Это должна быть переподготовка кадров, которая может способствовать тому, что человек рабочей специальности или инженер всегда смог быть в тренде», - констатировала Айгуль Кошербаева.
Говоря о перетоке трудовых ресурсов, эксперт добавила, что далеко не всегда казахстанцы стремятся устроиться в квазигоссектор или на офисную службу. Есть потенциальные ниши в сельскохозяйственном секторе, в зависимости от регионов, которые они занимают. Имеются инструменты микрокредитования, в том числе в рамках «Дорожной карты бизнеса», которым сейчас стали активнее пользоваться граждане и т.д.
Одним из драйверов, способных помочь в этой ситуации эксперт считает развитие городов, макрорегионов и межрегиональной агломерации. В частности, во всех международных исследованиях отмечается, что в Казахстане достаточно низкий уровень урбанизации.
«Для сведения – 87 городов в Казахстане. Уровень урбанизация по состоянию на 1 января 2016 года равен – 56,9 %. В большинстве стран мира, наиболее развитых, уровень урбанизации составляет выше 70 %. Я имею в виду те страны, которые признано считать входящими в 30-ку наиболее развитых государств», - отметила Кошербаева.
Существуют и другие региональные различия. Так, Центральный и Восточный Казахстан, куда входит Карагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области как правило являются «продвинутой» территорией с точки зрения человеческих кадров. Пальма первенства здесь принадлежит Карагандинской области. «Потому что качество человеческого капитала, который вырабатывается в этой области, оно всегда являлось своего рода подпитывающим элементом для развития. Поэтому, когда говорят в целом о региональном развитии, то прежде всего отмечают человеческий капитал, инфраструктуру и инновации. Более того, Центральный и Восточный Казахстан – это одна из самых урбанизированных территорий. Уровень урбанизации здесь – 69,8 %. По сравнению с другими регионами достаточно высоко. Для сравнения в ЮКО всего лишь 38 % урбанизированных территорий», - сообщила эксперт.
Она добавила, что в настоящее время разрабатываются межрегиональные схемы развития агломераций. Их будет четыре по Казахстану: Астана, Алматы, Шымкент, Актобе. В частности, планируется, что Астана, помимо управленческого центра, станет крупным инновационный центром Казахстана. Алматы – центром по развитию инноваций и высоких технологий. На его площадке планируется развитие пищевой промышленности с последующим импортозамещением и возможным экспортом продукции. Что касается Шымкента, то здесь предусмотрено развитие плодоовощного кластера, формирование хлопково-текстильного кластера, дальнейшее развитие химической промышленности и мощностей по углубленной переработки нефти. На базе западного макрорегиона - добыча и переработка нефти и газа, развитие нефтехимии и производство инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью. А также развитие овцеводства, табунного коневодства и верблюдоводства, диверсификация растениеводства в сторону увеличения в структуре посевных площадей доли озимых зерновых, масличных и кормовых культур.