USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
70162.40$
-684.200

Ермек Рахметов: Мы будем добиваться создания министерства торговли

Исполнительный директор Ассоциации торговых предприятий рассказал о существующих проблемах и в чем видит их решение

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ермек Рахметов: Мы будем добиваться создания министерства торговли- Kapital.kz

Весьма амбициозные цели ставят перед собой в Ассоциации торговых предприятий Казахстана. «А иначе никак», - говорят здесь. Торговля в стране планомерно падает, владельцы рынков, что ни день, переживают новые ЧП, как то: участившиеся пожары, а ретейлеры все еще борются с последствиями прошлогодней девальвации и ищут торговые площади по карману. Сфера, в которой сегодня трудятся порядка 180 тысяч человек, остро нуждается в защите. И найти ее они смогут только в отдельно созданном министерстве торговли. В этом убежден исполнительный директор Ассоциации торговых предприятий Казахстана. О буднях на отечественных рынках и магазинах, о трудностях и путях решений проблем рынка Ермек Рахметов рассказал в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.

- Ермек Нуржанович, давайте сразу определим значимость структуры, которую вы представляете. В вашей ассоциации порядка 40 юридических лиц. Что это за компании и как представляете их интересы?

- Ассоциация проводит активную работу по защите прав и интересов всех торгующих предприятий в Казахстане. По нашему совершенно четкому убеждению, торговля - одна из приоритетных отраслей, хотя и не получает должного внимания со стороны правительства и исполнительных органов. 40 предприятий, которые мы насчитываем в рядах членов нашей ассоциации, - это крупнейшие налогоплательщики в регионах, в городе Алматы, в частности. Это такие региональные компании, как ТПК «Дина» (Атырау), корпорация «Акшын» (Семей), ТОО «Алтын Адал» (Петропавловск), холдинг «Нурбереке», рынок «Биг Шанхай» (Астана), ТОО «Сауда Сервис» (г. Шу) и прочие торговые предприятия и рынки. Мы представлены абсолютно во всех регионах, и главная наша задача – сделать так, чтобы торговля в нашей республике протекала без ущерба для самого торгового процесса.

Нужно понимать, что многие инициативы, в том числе законодательные, имеют некоторую подоплеку ограничений, большего контроля и так далее. Когда контроль переходит в ограничения, когда создаются барьеры для развития торговли, тогда и выступает наша ассоциация. Мы выходим с объяснениями в профильные министерства, которые инициируют этот законопроект или постановление, в парламент или работаем непосредственно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» для разрешения определенного круга вопросов. Подготовлено и отправлено более 600 письменных запросов, протестов и предложений во властные структуры различных инстанций. Опротестовано и отозвано более 80 документов исполнительных органов на их неправомерные действия в отношении торговых рынков. Подготовлено и проведено более 100 круглых столов, пресс-конференций, семинаров, конференций, в их числе три заседания Комиссии по развитию предпринимательства при Правительстве РК по вопросам деятельности торговых рынков.

- Расскажите о ярких примерах успешных инициатив вашей ассоциации или показательных случаях защиты интересов участников рынка.

- Вы знаете, мы ориентируемся на международный опыт. Все просто и традиционно: мы берем лучшие примеры зарубежья и пытаемся этот опыт имплементировать здесь, в Казахстане. Взять, например, Закон «О ветеринарии». В 2003 году было принято правительственное постановление, инициированное нашей ассоциацией, о передаче ветеринарных лабораторий в конкурентное поле. То есть мы, скажем так, вывели эту функцию из-под государства и передали ее бизнесу. Что имеем в итоге? Мы избавились от коррупционной составляющей, большие сроки экспертизы по мясу или любому другому продукту животноводства сократились, выросло количество заявок на те или иные виды экспертиз, улучшилось качество предоставляемых услуг.

Также наша ассоциация является инициатором разработки Правил организации деятельности торговых рынков, принятия постановления правительства «Об утверждении организации деятельности торговых рынков», «О мерах по насыщению внутреннего рынка РК плодоовощной продукцией». Разработана концепция «Формирования сети торгово-логистических терминалов по продвижению плодоовощной продукции по Центрально-Азиатскому региону». Благодаря нашей инициативе были внесены изменения в редакцию Налогового кодекса страны, в котором отменен 10-кратный налог на землю в отношении торговых рынков Казахстана.

В Таможенном кодексе добились снижения таможенных тарифов на плодоовощную продукцию и т.д. Сегодня нами установлены эффективные консультационные и экспертные контакты со всеми министерствами и ведомствами для мониторинга состояния торговли и малого бизнеса в целом. Напомню, есть указание президента обеспечить и максимально насытить продовольствием внутренний рынок плодоовощной продукции. В этом направлении мы работаем достаточно успешно уже на протяжении 10 лет. И результат говорит сам за себя, когда мы видим, что на прилавках есть не только киргизские или турецкие помидоры, но и наша продукция.

- И тем не менее всегда есть «но». Вы уже сказали, что работаете над устранением ограничений и барьеров. Давайте предметно – какие задачи стоят перед ассоциацией в настоящее время?

- Глобальная цель, которую мы сейчас преследуем, - это создание отдельного министерства торговли. Это приоритет для нас. Потому что не обращать внимания на торговлю просто нельзя. Это целая площадка, масштабная отрасль, которая должна реализовывать свой потенциал. Учитывая наше транзитное положение, о чем не раз говорил президент, а также учитывая наши возможности и менталитет, мы должны сохранять и развивать темпы торговли как внутри страны, так и в рамках Таможенного союза и ВТО. Отмечу, что сегодня отрасль торговли в профильном министерстве (министерство национальной экономики, – ред.) представлена лишь департаментом регулирования торговой деятельности и департаментом развития внешнеторговой деятельности. В то время как эта отрасль нуждается в отдельном министерстве, круг возможностей, функций и полномочий которого будет наиболее обширным и эффективным.

- Насколько успешно ведется работа по созданию профильного министерства?

- Буду откровенен, есть определенные проблемы. Сейчас в рамках экономии, пересмотра концепции развития, ограничения некоторой деятельности касательно неправительственных организаций мы немного сбавили обороты. Но работу ведем, причем в плотном взаимодействии с НПП «Атамекен», у нас есть секретариат торговли, куда мы отправляем те или иные предложения, в них обозначаем наши инициативы по новому законодательству в регулировании Налогового и Таможенного кодексов. Наша Ассоциация представляет интересы 746 рынков, которые сейчас зарегистрированы в Казахстане. На них торгуют около 180 тысяч человек. То есть эта отрасль не только значима экономически, но это еще и значимая социальная сфера. Мы должны понимать, что любое законодательное нововведение так или иначе отразится на этом крупном сегменте развития нашей страны. И здесь нужно быть очень осторожными. Мы, конечно, не придерживаемся того, чтобы быть категоричными в некоторых вопросах, мы идем на диалог со всеми, будь то министерство национальной экономики или по инвестициям и развитию, или Минсельхоз. Вместе с тем отсутствует достоверная статистика при моделировании и составлении прогнозов по развитию торговой отрасли страны. Нет данных, отражающих реальную обстановку в нашем секторе, с помощью которых возможен адекватный прогноз и аналитика будущих рисков и перспектив. В связи с этим мы будем добиваться создания профильного министерства для решения им озвученных задач.

- Выведение отрасли торговли в отдельное министерство – это международный опыт, что он демонстрирует? Какого эффекта вы ожидаете?

- Да, это всемирный опыт. Как только страна понимает, что на самом деле на торговле можно пополнять казну, строить экономику и обеспечивать социальные блага своим гражданам, сразу же принимается решение о выделении отдельного министерства. Если оно у нас будет, оно займется внутренней торговлей и политикой, внешней торговлей и, соответственно, политикой продвижения наших товаров на мировые рынки. И тогда все инструменты, которые созданы на сегодняшний день, тот же Kaznex Invest, они будут работать намного эффективнее. Мы разбудим наших ребят-предпринимателей, простимулируем к тому, чтобы они экспортировали, повышали уровень сервиса и качества своих товаров. И, таким образом, реализуем экспортный потенциал.

- Ермек Нуржанович, давайте поговорим детально о ряде проблем рынка. Достаточно громким был конфликт ретейлеров с владельцами торговых площадей, практически сразу после того, как тенге ушел в свободное плавание. Как дела обстоят сегодня?

- Согласно информации, которой мы располагаем, управляющие компании несут определенные убытки. Да, государство попросило их индексировать, зафиксировать ставки в тенге, где-то даже привязаться к обороту. Есть определенные проблемы, и я считаю, что они будут продолжаться ровно до тех пор, пока не поменяется видение самих управленцев о том, как нужно предоставлять аренду.

- А как нужно предоставлять аренду?

- На примере ТРЦ «Апорт». Почему «Апорт» сегодня успешен? Потому что во всех торгово-развлекательных центрах Алматы идет привязка непосредственно к доллару или установлена фиксированная цена, и она не зависит от того, какой поток проходит через ворота ТРЦ. В «Апорте» же как раз сделали привязку к потоку. То есть у них дифференцированная оплата, они фактически продают поток. Руководство ТРЦ объясняет арендатору: «Ты приходишь к нам и будешь платить тогда, когда увидишь тот поток, который тебе нужен». Именно поэтому все самые успешные на сегодняшний день ретейл-бренды заходят через «Апорт», те же самые LC Waikiki, Kira Plastinina, MNG и многие другие. «Апорт» в этих отношениях выступает партнером ретейла, он сам заинтересован в успешном ведении бизнеса своих арендаторов.

- И есть прибыль? Просто у меня объем потока в «Апорте» вызывает сомнения ввиду его удаленности от города.

- Здесь я с вами поспорю. Поток у «Апорта» на самом деле очень большой. Во-первых, он построен с очень продуманной инфраструктурой касательно парковки, попутных развлекательных сервисов, которые предоставлены в ТРЦ. Кроме того, ретейлеры, заходя через «Апорт», устанавливают более низкую цену на товар, что также сказывается на объемах посещаемости. Во-вторых, торговый центр «Апорт» является партнером арендаторов и заинтересован в росте потока в молл и товарообороте, так как у «Апорта» имеется минимальная фиксированная ставка и процент от оборота. Таким образом, среднегодовое посещение среднего ТРЦ в Алматы составляет 3 млн посетителей в год, тогда как ТРЦ «Апорт» встречает 8 млн посетителей в год.

- Как в целом чувствуют себя участники рынка? Справляются ли с последствиями прошлогодней августовской девальвации?

- В целом мы падаем. Если говорить о ретейле, включая fashion-ретейл, везде фиксируем падение. За период январь-апрель упали где-то на 2-3%, и такая тенденция наблюдается уже второй год. При этом розничная торговля на базарах идет вверх, ну или по крайней мере она в районе допустимых погрешностей.

По официальным данным объем розничной торговли в январе-марте 2016 года составил 1 535,2 млрд тенге, что на 3,1% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года в сопоставимых ценах. Объем реализации товаров торгующими предприятиями за аналогичный период составил 826,5 млрд тенге, или 95,6% к уровню соответствующего периода прошлого года. При этом по предприятиям крупного сегмента (с численностью работающих свыше 50 человек) по отношению к январю-марту 2015 года индекс физического объема розничной торговли составил 88,4%. Объем розничной торговли индивидуальных предпринимателей, в том числе торгующих на рынках, занимает в общем объеме 46,2%, по сравнению с январем-мартом прошлого года их объем снизился на 1,4%.

- Много сегодня говорят об обновленном Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей». Что думаете об ужесточении контроля за соблюдением прав потребителей, как это может сказаться на вашей отрасли?

- В целом мы воспринимаем этот документ позитивно, поскольку участвовали в его разработке. Дело в том, что защита прав потребителей «толкает» производителей, продавцов на улучшение своего сервиса и качества товара. Сегодня потребитель научился понимать – кто ему нравится, а кто нет. Если его плохо обслужили и ему что-то не понравилось, скорее всего, он больше не придет в эту сеть или магазин. Поэтому данный закон, ужесточившись, будет стимулировать продавцов продавать правильные услуги, оказывать правильно услуги и в правильных условиях. Соответственно, потребителю будет предоставлено больше выбора, альтернативы и прав. Конечно, где-то производители возмущаются и называют документ кабальным, появились формулировки по товарному виду продукции, приводят примеры, мол, теперь покупатель может купить платье, сходить в нем на торжество, вернуть мне, и ничего с этим не поделаешь...

- А, кстати, вот такие случаи как раз в последнее время участились, так что опасения продавцов небеспочвенны.

- Возможно. Но все эти вопросы можно решать в судебном порядке, носили или нет – доказуемо. Просто вопрос в том, кто хочет на этом заморачиваться, а кто нет. Те, кто знает свои права, они их обязательно защитят.

- А как показывает ваш опыт – насколько часто продавцы, компании-производители становятся инициаторами судебных разбирательств, ведь чаще недовольны потребители?

- Продавцы, как правило, себя никогда не дадут в обиду. Вы же сами понимаете, если речь идет о какой-то крупной ретейл-сети или крупном ретейл-бренде, они не позволят запятнать свою репутацию только потому, что один из потребителей поступил некорректно. Если говорить о розничной торговле, допустим, где-то на базаре, в лавке у дома, то, как правило, продавцы и хозяева таких точек не идут на конфликт, вопросы решаются в досудебном порядке, будем так говорить, по-человечески – где-то принесут извинения, где-то пару комплиментов и все, вопрос решается. К нам обращались предприниматели с определенными проблемами. Те же контрольно-кассовые машины (ККМ), которые были навязаны предпринимателям для пользования в точках общественной торговли. Был такой вопрос: к примеру, я купил вещь, но не получил чек, который по закону является документом, подтверждающим, что произошла сделка купли-продажи. Зачастую продавцы и говорят: если в законе прописано обязательное получение кассового чека, значит, вы должны были его потребовать. Если нет, значит, ваши права не у дел. Сейчас здесь все предельно понятно, есть инструкция, согласно которой все торговые точки, работающие с кешем, должны иметь ККМ. Соответственно, покупатель, когда приходит, должен требовать этот документ. Таким образом, он обеспечивает свою гражданскую ответственность и следит за тем, чтобы выручка от его покупки не ушла в подполье.

- Вот, кстати, касательно контрольно-кассовых машин нового образца. Налоговики уже несколько месяцев проводят проверки, а сами предприниматели объясняют, что зачастую приобретенные машины попросту не работают или стоят огромных денег, отсюда и нежелание работать посредством новых ККМ. Вы как-то участвуете в разрешении этой ситуации?

- В этом конфликте интересов мы не участвуем. Да, к нам приходят за консультацией, мы объясняем: «Ребята, вы должны приобретать, у вас есть право по отсрочке, нужно ставить департамент госдоходов в известность о том, что сейчас нет возможности установить данный аппарат, но вы обязуетесь приобрести в такой-то срок». Но здесь, понимаете, в чем больше проблема – не в том, что они не могут его купить, а в том, что они боятся это делать. То есть, видимо, не хотят показывать свои доходы, не хотят раскрываться.

- Но ведь это неправильно...

- Да, это неправильно. Но давайте посмотрим с другой стороны. Приходит начинающий частный предприниматель и если он все изначально делает правильно, собирает нужные бумаги и так далее, у него на эту бюрократию уходит немало времени и затрат, учитывая коррупционные барьеры, в итоге ложится огромная денежная нагрузка. Чтобы ее поскорее отбить, он вынужден скрывать некоторые свои доходы. И я сейчас не говорю какие-то шокирующие вещи, это известно многим казахстанцам. В тени находится много денег в торговом бизнесе, и чтобы их оттуда вывести, нужно объяснять позицию государства. А не так, мол, «все, сегодня мы переходим на новые ККМ или на иные условия отчетности». Нужно информировать: как только вы переходите на официальное ведение бизнеса, вы получаете защиту – можете страховать свои риски, свое имущество, можете пользоваться более широко банковскими услугами, участвовать в каких-то грантах и программах поддержки малого бизнеса. То есть с этой точки зрения нужно подавать. И как раз мы, наша ассоциация объясняет, какие есть преимущества от работы "всветлую".

- Что с сотрудничеством с различными ведомствами, министерствами, организациями?

- В первую очередь это сотрудничество по взаимодействию между бизнесом и государством. Мы являемся определенными медиаторами, где-то, скажем так, снижаем накал страстей. Как вы знаете, происходит немало различных эксцессов у нас, на торговых предприятиях. Пожары, например, еще что-то. И, как правило, люди, находящиеся в отчаянии, они способны на различные авантюрные вещи. И мы проводим разъяснительную работу о том, что нужно делать, а что нельзя, в каком порядке стоит доказывать или не доказывать свою правоту. На примере рынка «Адем» или пожаров в Южно-Казахстанской области мы задаемся вопросом: как помочь членам нашей ассоциации, конкретно владельцам торговых рынков? Потому что на них сразу оказывается колоссальное давление, хотят навесить какую-то ответственность и так далее. Но давайте тогда начнем с того, чтобы наказывать тех, кто поджигает. Давайте найдем поджигателей и расставим все точки над i. Этого не происходит. А социальная ответственность членов нашей ассоциации очень высока. Поэтому мы где-то инициируем сбор средств в своей ассоциации, помогаем тем, кто пострадал в тех или иных форс-мажорных обстоятельствах. Более того, очень плотно взаимодействуем с иностранными организациями. Это такие структуры, которые привносят какие-то позитивные вещи в глобальную торговлю, они учат, как правильно подходить к тому или иному бизнесу. Мы собираем в нашей стране наиболее интересных претендентов и отправляем их на стажировку в разные страны – Японию, Францию, США. Они приезжают туда, смотрят, изучают, потом возвращаются и применяют этот опыт здесь. В каждом таком участнике, который вернулся и получил много для себя нового, мы видим большой плюс. Значит, мы работаем не просто так, значит, есть отдача во имя блага нашего общества.

- Ермек Нуржанович, спасибо за интересную беседу, полезную информацию, успехов вам!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.