В апреле 2016 года стало известно, что инвестиционная группа «Верный Капитал» планирует вложить в производство и переработку зерна до 100 млн долларов (около 33,1 млрд тенге). Центр деловой информации Kapital.kz выяснил подробности этого проекта.
Так, в эксклюзивном интервью корреспонденту Kapital.kz генеральный директор инвестиционной группы «Верный Капитал» Ерлан Оспанов сообщил, что «финансирование проекта полностью ведется за счет собственных средств. Тем не менее, по его словам, «маржинальность проекта не самая лучшая». «Причины – узость рынка, высокая концентрация среди покупателей продукции, размер капитальных вложений», - заметил Ерлан Оспанов.
Ранее он подчеркивал, что планируется открыть заводы по всему Казахстану. «Но первый в ближайшее время начнут строить в Алматы», - отметил собеседник.
Ерлан Оспанов уточнил, что в настоящее время ведется работа над тем, чтобы проект был включен в Карту индустриализации в соответствии с Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. «Наш проект полностью соответствует критериям этой программы. Это позволит нам рассчитывать на привлечение кредитного финансирования Банка развития Казахстана и ряд преференций. Кроме того, проект будет реализован в Индустриальной зоне Алматы, где государством обеспечен доступ к инженерной инфраструктуре в необходимых объемах», - сообщил он.
В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Ерлан Оспанов пояснил, что первые мысли о проекте у него появились еще два года назад.
«Два года назад скорее был не проект, а видение ряда возможностей отрасли. Много времени ушло на анализ рынка, изучение современных технологий. Большая работа проведена по формированию концепции проекта, выбору места реализации, определению номенклатуры продукции, мощностей», - подчеркнул он.
Ерлан Оспанов отметил, что в настоящее время разрабатывается проектная документация. «После ее экспертизы мы сможем начать строительные работы. Планируем, что к этой фазе приступим до конца 2016 года. Проект является уникальным для Казахстана и технологически сложным, что может внести свои коррективы в наши планы. Ввод производственного комплекса намечен на начало 2018 года», - делится собеседник.
Производственная мощность комплекса составит 135 тыс. тонн пшеницы в год. При этом планируется производить до 60 тыс. тонн глюкозно-фруктозных сиропов, 18 тыс. тонн карамельной патоки, 11 тыс. тонн пшеничного глютена и до 57 тыс. тонн кормов для животных.
В группе «Верный капитал» не уточнили, с какими производителями ведутся переговоры о покупке оборудования. Ерлан Оспанов лишь заметил, что полный перечень поставщиков оборудования пока не определен.
«По нашим оценкам, стоимость технологического оборудования составит около 60% от стоимости проекта», - отметил собеседник.
А есть ли конкуренция?
Kapital.kz попытался выяснить, насколько высока конкуренция на рынке по переработке зерна в Казахстане. Глубокая переработка зерновых в республике зародилась в 2000-х. Все началось с двух мини-заводов, которые производили кукурузный крахмал и глюкозный сироп. В 2002 году был инициирован проект ТОО «Алтын нан» - Чемолганский крахмало-паточный завод по выпуску глюкозных сиропов и кукурузного глютена, он был запущен в 2004 году. В это же время в Таразе производитель пищевого спирта и водки компания «БМ» реализовала проект по производству пшеничного крахмала и глютена для получения из крахмалов спирта.
В интервью Kapital.kz эксперт в области промышленной переработки Нурлан Даутканов подчеркнул, что в Казахстане построены два завода по промышленной переработке пшеницы – это АО «БМ» и АО «Компания BIOHIM», они производят спирт.
«При этом первый завод выпускал пищевой спирт и далее водку, второй - топливный спирт (биоэтанол) и далее биобензины. В обоих случаях побочным продуктом является клейковина – белковый комплекс зерна пшеницы, который имеет высокую маржинальность. К сожалению, оба предприятия не функционируют, хотя к BIOHIM проявляют интерес несколько компаний, в том числе и КазМунайГаз. Интерес последнего объясняется тем, что планируется производить бензин стандартов Евро-4 и Евро-5, в которые добавляют биоэтанол для снижения эмиссии угарных газов и увеличения октанового числа топлива. Кстати, это гораздо дешевле реконструкций или строительства новых нефтеперерабатывающих заводов», - отметил собеседник.
Также Нурлан Даутканов подчеркнул, что, кроме того, функционируют два завода по промышленной переработке кукурузы: один - на станции Шамолган Алматинской области, второй, относительно новый, - в Жаркенте. «Оба предприятия производят глюкозные сиропы в основном для кондитерской отрасли. Но здесь сложности с сырьем, кукуруза на зерно в наших условиях растет на юге страны, где ощущается дефицит воды и нет целостной системы производства от поля до первичной переработки для последующего хранения. Кукурузное семеноводство при этом одно из передовых в СНГ за счет деятельности семеноводческого хозяйства ТОО «Будан», - отмечает он.
Инвесторы ждут быстрых денег
В беседе с корреспондентом Kapital.kz Нурлан Даутканов обратил внимание, что причин, по которым не реализуются аналогичные проекты, достаточно много. Но главная из них, поясняет он, это сроки возвратности инвестиций в отрасли.
«Производство достаточно сложное, цена ошибки дорого стоит. И если менеджмент оценивает работу специалистов низкой зарплатой, то и результаты соответствующие. Понятно, что финансовые структуры тоже ограничены ставками рефинансирования и прочим институциональным шлейфом, но они же иногда и сдерживают приток зарубежных инвестиций для стартовых проектов, высоко оценивая гарантии», - поясняет эксперт.
Одновременно Нурлан Даутканов проинформировал, что на данный момент в Казахстане декларировано более 15 проектов промышленной переработки зерновых.
«Преимущественно инициаторами таких проектов являются финансово-промышленные группы, у которых есть оффтейк-контракты с крупными потребителями. Так, потребителями глюкозо-фруктозных сиропов являются производители лимонадов, мальтозных сиропов – производители кваса и пива. В части реализации остальных продуктов переработки зерновых можно сказать следующее: пшеничный глютен - высоколиквидный продукт на зарубежных рынках, корма будут востребованы на локальном рынке, стимулируя при этом промышленное животноводство. Глубокая промышленная переработка крахмалоносов всегда является мультипликатором отраслей потребления продукции и во многих странах является стратегической отраслью. Так, по словам тайского профессора Кланаронга Шрирота, после принятия соответствующего закона о крахмале Таиланд за пять лет довел производство тапиокового крахмала до 1 млн тонн. При этом Таиланд избавился от импортной зависимости, стал стабильным экспортером», - поясняет эксперт.
К слову, есть еще проекты, которые так и не были доведены до конца. Один из них – проект по глубокой переработке зерна, который намеревалась воплотить карагандинская компания ТОО «Номад». Планировалось, что завод будет производить сухую пшеничную клейковину – глютен. О проекте в СМИ заявлялось еще в 2009 году. Около шести лет назад озвучивалось, что стоимость строительства завода по переработке зерна составит 6 млрд тенге. Предполагалось приобрести часть оборудования в Швеции, Дании. На оборудование требовалось свыше 4 млрд тенге. Назывался даже покупатель, с кем, по заверениям инициаторов проекта, была достигнута предварительная договоренность на поставки глютена. Так, Голландия была готова забирать весь объем глютена.
Предполагалось, что, кроме сухой пшеничной клейковины, завод сможет также выпускать товарные сиропы и кормовые добавки. Инициаторы проекта «Номад» ранее заявляли, что на всю эту продукцию уже есть потенциальные покупатели из Казахстане, Таджикистана и Узбекистана.
В интервью Kapital.kz руководитель Управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Толеген Игембаев подтвердил информацию о том, что пока ТОО «Номад» не работает. Он предположил, что по финансированию проекта ТОО «Номад» ведет переговоры с КазАгроФинанс.
«Скорее всего, идет поиск стратегических партнеров», - отметил он.
Между тем в КазАгроФинанс сообщили, что ТОО «Номад» обращалось к ним еще в 2013 году. «Тогда велись переговоры, но проект по переработке зерна был отправлен на доработку», - отметили в КазАгрофинанс.
Нурлан Даутканов считает, что пока нельзя однозначно говорить о том, что проект стоимостью 6 млрд тенге ТОО «Номад» будет реализован. «По моей информации, этот завод еще не начинали строить. Ситуация с переработкой в Казахстане плачевная, потому что мы были сырьевым придатком СССР. Для сравнения, в Кыргызской Республике вдоль железной дороги на протяжении 90 км при Советском Союзе действовало 7 сахарных завода. Пришлось даже перепрофилировать один из них в крахмало-паточный в 1985 году. В Кыргызской Республике достаточно много заводов пищевой промышленности. А сырья недостаточно, Казахстан мог бы закрывать этот пробел», - отметил собеседник.
Основываясь на открытых данных Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, невозможно сделать срез, в какие страны экспортируются глютен, глюкозные сиропы и патока. Впрочем, если основываться на информации Ерлана Оспанова, казахстанские производители также будут формировать спрос на продукцию, получаемую за счет переработки зерна.
«Глюкозно-фруктозные сиропы и патока будут востребованы в первую очередь местными компаниями, которые производят безалкогольные напитки, соковую продукцию, кондитерские изделия. Казахстанская клейковина пользуется спросом у мировых трейдеров пищевых компонентов. Местная пшеница давно известна и востребована именно за высокое качество пшеничной клейковины. Корма для животных готовы приобретать в полном объеме животноводческие комплексы области. Мы ведем переговоры с потенциальными потребителями. Уже подписано несколько соглашений», - проинформировали в компании.