За год в Национальную лигу потребителей (НЛП) поступило чуть более 4 тысяч жалоб, по досудебным и судебным решениям был возмещен материальный ущерб почти на 29 млн тенге. Такие данные в ходе пресс-конференции, посвященной мониторингу качества товаров, привела Председатель правления НЛП Светлана Романовская.
Большинство жалоб поступало по поводу некачественной бытовой техники, предметов одежды, медицинских услуг и продовольственных товаров.
Светлана Романовская, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz, отметила, что подавляющее большинство бытовой техники, к которой имели претензии казахстанцы, было импортировано из Китая.
«Что касается продовольственных товаров, то, как правило, претензии были не к их качеству, а к просрочке. Они теряли свои вкусовые свойства. Это тоже, как правило, импортные товары», - сказала Светлана Романовская.
Также все чаще стали попадаться молочные товары, где вместо молока используют пальмовое масло, которое с трудом выводится из организма. Но такие товары, как правило, соответствуют техническим условиям, и в таких случаях просто невозможно предъявить какие-то претензии.
При этом, продтовары из Казахстана, по словам спикера, чаще выигрывают по своему качеству. «Например, все скоропортящиеся товары казахстанского производства лучше импортных – это однозначно. Это либо товары без консервантов, либо их (консервантов – РЕД.) меньше», - отметила она.
В текущем же году НЛП планирует сосредоточиться на доступности и качестве электроэнергии, и ограничении мяса животных, которым давали антибиотики не по назначению. Эту работу они будут выполнять в рамках своего участия во всемирной ассоциации Consumer Internatioanal. С государственным Комитетом по защите прав потребителей у НЛП, по словам Светланы Романовской, нет никаких отношений. «Мы идем своим путем, они своим», - сказала она.
Впрочем, по словам спикера, любые усилия в этом направлении тщетны, пока потребитель не станет лучше понимать свои права. В Мажилисе, напомнила Светлана Романовская, депутаты направляли несколько запросов для начала реализации статьи 9 Закона «О защите прав потребителей», где говорится о потребительском образовании в школах, средних учебных заведениях и ВУЗах. Однако в Министерство образования, по данным Светланы Романовской, сослались на то, что во многих предметах, так или иначе, затрагивается этот вопрос.
Тем не менее, в одном из ВУЗов на сегодняшний день созданы кафедры по защите прав потребителей, которые выпускают будущих сотрудников общественных организаций, занимающихся этой темой. Но, судя по позиции НЛП, эти знания должны иметь как можно больше потребителей.