Ни экономических, ни бизнес-точек роста у индустрии мобильного телекома в Казахстане сейчас нет, считает главный исполнительный директор Beeline Казахстан Александр Комаров. И в той бизнес-модели, в которой телеком существовал последние десять лет, он больше существовать не может. В подтверждение своих слов он привел несколько пессимистичных для отрасли фактов и цифр.
Так, пока доходы от передачи данных не перекрывают падения доходов всей отрасли как таковой и падения дохода от голосовых услуг операторов. По его словам, из индустрии с точки зрения дохода «испарилось» порядка 40 млрд тенге, это около 10% всего объема. С точки зрения прибыли все еще хуже: индустрия недополучила около 30 млрд тенге прибыли, или порядка 17%, соответственно реинвестировано в отрасль будет существенно меньше, чем в прошлые годы. Капитальные инвестиции в индустрию мобильного телекома Казахстана с 2013 года уменьшились в долларовом эквиваленте примерно в два раза: с цифры порядка $400 млн до $200 млн.
Есть и хорошие новости. Средние расходы абонента на связь уменьшились на 8%, на сегодняшний день средний чек составляет около 1000 тенге. В структуре затрат среднестатистического жителя Казахстана мобильная связь занимает около 2%. От этих 2% абонент получил еще экономию порядка 10%.
«Конечно, с точки зрения конечного потребителя это выглядит позитивно. То есть в отличие от всех индустрий, которые сегодня инфляционируют, мы даем дефляцию. Но при этом тот же самый абонент периодически бывает недоволен качеством связи, отсутствием сервиса в каких-то зонах непокрытых. Всегда есть весы. С одной стороны, это благо, с другой – недоинвестированные в отрасль средства», - говорит СЕО Beeline Казахстан.
И получается, что постоянное снижение тарифов приводит к тому, что операторы недополучают прибыль и будут вынуждены снижать расходы на модернизацию сетей и совершенствование своей инфраструктуры.
Он также отметил, что сейчас операторам связи приходится больше конкурировать не друг с другом, а с такими сервисами, как WhatsApp. «Мы несем слишком большие операционные издержки, для того чтобы быть конкурентоспособными. С кем мы сейчас конкурируем? В большей степени с компаниями типа WhatsApp, они отъедают у нас большую часть дохода, чем, скажем, Tele2. С точки зрения потребителя, это очень большое благо, это новые инновационные сервисы, которыми я сам очень активно пользуюсь. Но сколько WhatsApp заплатил налогов в Казахстане? Планирует ли он это когда-то сделать? Нас не надо сравнивать, мы находимся в очень разных регуляторных полях, это другая бизнес-модель», - подчеркивает он.
Рано или поздно индустриям придется найти общий язык, потому что операторы инвестируют в инфраструктуру огромные деньги, а OTT-сервисы на этой инфраструктуре просто получают доход.
Противостоять этому тренду ни один отдельно взятый оператор не сможет, но он не исключил возможности в принципе брать плату за оказание услуг на инфраструктуре оператора. Уже сейчас есть сервисы, отключающие, к примеру, рекламу Facebook или рекламную рассылку в Viber на мобильных устройствах абонентов в сети определенных операторов, а это около 60% от всех заходов. По факту это просто кнопка для абонентов: «отключить рекламу» при мобильном доступе в интернет.
Александр Комаров также прокомментировал заявление своего коллеги, главы «Вымпелкома» Россия Михаила Слободина о том, что безлимитные тарифы, в том числе пакеты с большим объемом трафика, должны исчезнуть.
«Когда мы говорим о любого рода безлимитных планах, то дискредитируем воспринимаемую ценность того сервиса, который предоставляем. Я сторонник того, чтобы клиенты получали адекватные объемы услуг», - говорит он.
Распределение трафика в сети операторов крайне неравномерное: есть абоненты, которые «выбирают» 100% этого безлимита, а есть, которые пользуются услугой совсем мало, но при этом они грузят сеть.
«Я ратую за баланс, за то, чтобы и отрасль была инвестиционно привлекательной, и чтобы потребитель получал услуги надлежащего качества», - отметил он.