USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
86.92$
+0.010
BTC
63535.90$

Александр Комаров: Бесконечно дешеветь сотовая связь не может

Средние расходы абонента на связь уменьшились на 8%

Share
Share
Share
Tweet
Share
Александр Комаров: Бесконечно дешеветь сотовая связь не может- Kapital.kz

Ни экономических, ни бизнес-точек роста у индустрии мобильного телекома в Казахстане сейчас нет, считает главный исполнительный директор Beeline Казахстан Александр Комаров. И в той бизнес-модели, в которой телеком существовал последние десять лет, он больше существовать не может. В подтверждение своих слов он привел несколько пессимистичных для отрасли фактов и цифр.

Так, пока доходы от передачи данных не перекрывают падения доходов всей отрасли как таковой и падения дохода от голосовых услуг операторов. По его словам, из индустрии с точки зрения дохода «испарилось» порядка 40 млрд тенге, это около 10% всего объема. С точки зрения прибыли все еще хуже: индустрия недополучила около 30 млрд тенге прибыли, или порядка 17%, соответственно реинвестировано в отрасль будет существенно меньше, чем в прошлые годы. Капитальные инвестиции в индустрию мобильного телекома Казахстана с 2013 года уменьшились в долларовом эквиваленте примерно в два раза: с цифры порядка $400 млн до $200 млн.

Есть и хорошие новости. Средние расходы абонента на связь уменьшились на 8%, на сегодняшний день средний чек составляет около 1000 тенге. В структуре затрат среднестатистического жителя Казахстана мобильная связь занимает около 2%. От этих 2% абонент получил еще экономию порядка 10%.

«Конечно, с точки зрения конечного потребителя это выглядит позитивно. То есть в отличие от всех индустрий, которые сегодня инфляционируют, мы даем дефляцию. Но при этом тот же самый абонент периодически бывает недоволен качеством связи, отсутствием сервиса в каких-то зонах непокрытых. Всегда есть весы. С одной стороны, это благо, с другой – недоинвестированные в отрасль средства», - говорит СЕО Beeline Казахстан.

И получается, что постоянное снижение тарифов приводит к тому, что операторы недополучают прибыль и будут вынуждены снижать расходы на модернизацию сетей и совершенствование своей инфраструктуры.

Он также отметил, что сейчас операторам связи приходится больше конкурировать не друг с другом, а с такими сервисами, как WhatsApp. «Мы несем слишком большие операционные издержки, для того чтобы быть конкурентоспособными. С кем мы сейчас конкурируем? В большей степени с компаниями типа WhatsApp, они отъедают у нас большую часть дохода, чем, скажем, Tele2. С точки зрения потребителя, это очень большое благо, это новые инновационные сервисы, которыми я сам очень активно пользуюсь. Но сколько WhatsApp заплатил налогов в Казахстане? Планирует ли он это когда-то сделать? Нас не надо сравнивать, мы находимся в очень разных регуляторных полях, это другая бизнес-модель», - подчеркивает он.

Рано или поздно индустриям придется найти общий язык, потому что операторы инвестируют в инфраструктуру огромные деньги, а OTT-сервисы на этой инфраструктуре просто получают доход.

Противостоять этому тренду ни один отдельно взятый оператор не сможет, но он не исключил возможности в принципе брать плату за оказание услуг на инфраструктуре оператора. Уже сейчас есть сервисы, отключающие, к примеру, рекламу Facebook или рекламную рассылку в Viber на мобильных устройствах абонентов в сети определенных операторов, а это около 60% от всех заходов. По факту это просто кнопка для абонентов: «отключить рекламу» при мобильном доступе в интернет.

Александр Комаров также прокомментировал заявление своего коллеги, главы «Вымпелкома» Россия Михаила Слободина о том, что безлимитные тарифы, в том числе пакеты с большим объемом трафика, должны исчезнуть.

«Когда мы говорим о любого рода безлимитных планах, то дискредитируем воспринимаемую ценность того сервиса, который предоставляем. Я сторонник того, чтобы клиенты получали адекватные объемы услуг», - говорит он.

Распределение трафика в сети операторов крайне неравномерное: есть абоненты, которые «выбирают» 100% этого безлимита, а есть, которые пользуются услугой совсем мало, но при этом они грузят сеть.

«Я ратую за баланс, за то, чтобы и отрасль была инвестиционно привлекательной, и чтобы потребитель получал услуги надлежащего качества», - отметил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.