В Казахстане в 2015 году был принят новый национальный стандарт в сфере строительства, подразумевающий внедрение так называемых «еврокодов», или методов расчета конструкций, действующих во всех развитых странах мира. Предполагается, что в течение пяти предстоящих лет новые правила будут действовать параллельно с работающими еще с советских времен строительными нормами и правилами (СНиП), а после этого срока полностью их заменят.
По замыслу разработчиков, это должно облегчить процедуру входа иностранных инвесторов со своими готовыми проектами зданий и сооружений на казахстанский рынок. К тому же заметно сократив время на согласование и экспертизы внутри нашей страны. Однако парадокс в том, что в Казахстане не только до сих пор нет специалистов в области «еврокодов», но и нет самих новых правил строительства: они не опубликованы в печати, их нет в интернете, как нет и в свободной продаже. Формально они существуют, но на практике никто не может с ними ознакомиться и обучиться. Таким мнением в рамках проходящей в Астане конференции «О текущей ситуации и перспективах развития строительной отрасли РК» корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал вице-президент Национальной ассоциации проектировщиков Казахстана, председатель правления Союза архитекторов Астаны Серик Рустамбеков.
«С обретением независимости расширились и международные связи Казахстана. Наша республика всегда нуждалась в инвестициях с самого раннего этапа своей независимости, нуждалась остро. Поэтому и возникла потребность в гармонизации норм, принятых в строительной отрасли бывшего Советского Союза, - и доставшихся нам по наследству, и принятых за рубежом. Поскольку иностранные проекты заходят к нам со своими новыми технологиями, то, для того чтобы реализовать их в строительстве, они должны в обязательном порядке пройти госэкспертизу. Ведь надлежит обеспечить безопасность и в пожарном отношении, и в экологическом, и просто в конструктивном отношении, чтобы здания и сооружения были безопасны, чтобы они просто не развалились, не провалились под землю. И поскольку крупные проекты должны проходить государственную экспертизу в обязательном порядке, возникла коллизия – на Западе требования одни, наши же нормативные базы предъявляют другие требования», – разъяснил Серик Рустамбеков.
По словам эксперта, в связи с этим иностранные проекты должны были пройти определенную адаптацию. То есть проектная компания, которая работает в Казахстане и обладает лицензией на эти виды работ, бралась адаптировать иностранный проект под казахстанские строительные нормы и правила. Что-то компенсировали, что-то подрабатывали, а что-то усиливали. Это приводило к дополнительной трате времени и средств. Об этот разнобой в нормах и правилах спотыкались даже крупные инвестиционные проекты.
«Мы живем не в изолированном мире, но в то же время адаптировать их нормы к нашим, не нарушая национального законодательства, не получилось. Поэтому было принято решение реформировать всю строительную отрасль. Эта попытка была предпринята: были выделены приличные средства, разработана новая концепция, которая бурно обсуждалась, приняты основные документы, что произошло буквально в прошлом году. Хотя у проектного сообщества, которое я представляю, было много вопросов, связанных с дефицитом времени, отводимым на реформу. В итоге были приняты новые документы, которые до сих пор не действуют, потому что так и не решено, кто их будет реализовывать, кто распространять. Формально они введены уже полгода тому назад, но это только формально», – отметил Серик Рустамбеков.
По его оценке, в отрасли, связанной с проектированием и строительством, около 3 тыс. нормативных документов: всевозможные строительные нормы и правила, в том числе и несколько законов. В эти законы и внесли соответствующие изменения в отдельные их части. Таким образом, если раньше существовал один СНиП, который все детально предписывал, что нужно делать, чтобы получить определенный результат, то сейчас этот СНиП разделили на две части по новой систематике – на «обязательного применения» и «добровольного применения». По мнению Серика Рустамбекова, смысл в том, что старый советский СНиП был чрезвычайно негибким, тормозил внедрение новых технологий, новых методов расчета, каких-то новых методов проектирования и инновационных решений.
«Получалось так, что иногда все видят, что новое строительство явно лучше, экономичней, рациональней, но поскольку в предписывающих нормах этого не допускалось, то госэкспертиза, говорила: «я не хочу за это отвечать, принесите-ка мне проект по действующим нормам и правилам!». Вот поэтому-то и разделили эти нормы и правила, но беда в том, что у нас мало кто понимает смысл этих «еврокодов». По сути, «еврокоды» - это методы расчета конструкций. Не скажу, что более усложнены, но более совершенны с точки зрения того, что учитывают больше факторов, которые влияют на прочность и устойчивость конструкции на всем временном отрезке ее существования», – констатировал Серик Рустамбеков.
К тому же, по мнению председателя Союза архитекторов Астаны, помимо острой нехватки специалистов по «еврокодам», которых попросту нет, новые нормы вдобавок ко всему так и не вышли в свет: их нет в свободном доступе и даже в продаже. Тогда как их уже необходимо усиленно осваивать. Ведь сейчас уже идет 5-летний срок, на который у нас отвели параллельное действие старых и новых строительных норм и правил. По его истечении в Казахстане должны отказаться от существовавших с советских времен СНиПов и перейти на новую систему, на новый национальный стандарт и «еврокоды».
«Сегодня, когда любой инвестор хочет зайти к нам и построить любое сооружение, инвестировать в производство или жилье, или общественные здания, например, торгово-развлекательный комплекс, то один вариант для него - привлечь к проектированию местную организацию, которая обладает лицензией. Другой вариант: он приходит со своим готовым проектом и обращается опять же к местной компании, чтобы она его адаптировала. А когда будет внедрена новая система, то он сможет свой проект сдать в экспертизу самостоятельно, так как он разработан в соответствии с «еврокодами», наши проверят, и «еврокоды» как метод расчета конструкций будут им понятны. Это заметно упростит процедуру и для тех, кто проектирует, и для тех, кто строит и готовит экспертизу, так как все они будут уже в теме», – резюмировал Серик Рустамбеков.