Подводя итоги нефтегазовой отрасли за 2015 год, деловой еженедельник «Капитал.kz» пришел к выводу, что большая часть заметных событий, произошедших на рынке, так или иначе связана с производством и оборотом автомобильного топлива.
Так, 26 мая Министерство энергетики РК подняло предельные розничные цены на ходовую марку бензина на 9 тенге: АЗС получили разрешение продавать АИ-92/93 не по 99, а по 108 тенге за литр. В сентябре было принято решение, которое оказалось в одной плоскости с другими решениями о свободном ценообразовании: государство перестало устанавливать предельные розничные цены на АИ-92/93, с 4 сентября цены на эту марку «ушли» в рынок. Сразу же некоторые АЗС обновили ценники до 130 тенге, однако после того как Миннацэкономики поручило антимонопольному ведомству выяснить причины ценового «бума» и АЗС обязали предоставить информацию о структуре ценообразования марки, крупные сети снизили планку до 125 тенге за литр.
Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере, называет отказ от регулирования предельных цен в целом правильной мерой, поскольку и курсовой дисбаланс, и модернизация НПЗ требовали повышения цен. «Хотелось бы надеяться, что в будущем году мы наконец-то увидим различные цены на АИ-92 в разных регионах РК, так как с точки зрения экономики бензин одной и той же марки не может стоить одинаково в регионах, граничащих с Россией, и на юге Казахстана за 2000 км от границы. Бензин в каждом регионе должен стоить ровно столько, сколько было затрачено на его доставку до «пистолета» АЗС, поэтому можно прогнозировать, что в следующем году мы будем наблюдать подобную ценовую «стабилизацию», – комментирует эксперт.
Еще одно событие – повышение акцизов, произошедшее в ноябре: ставка при оптовой реализации бензина (кроме авиационного) и дизельного топлива увеличена с 4,5 тыс. тенге до 10,5 тыс. тенге.
Камилла Манакова, нефтегазовый аналитик, отмечает, что, помимо запуска в свободное плавание АИ-92/93 и увеличения акцизов, важным событием в секторе переработки и сбыта стало повышение более чем в два раза цен на тонну переработанного нефтепродукта (кроме ПКОП). «В целом ожидается рост стоимости бензина на 4-5 тенге за литр. Кроме того, не исключено увеличение теневого рынка нефтепродуктов: чем выше акциз, тем выгоднее нелегальный оборот нефтепродуктов – за счет экономии на уплате налогов», – поясняет аналитик.
4 декабря стало известно, что в Казахстане переход на Евро-4 и Евро-5 откладывается до 1 января 2018 года – такой предполагаемый срок обозначен в решении Совета Евразийской экономической комиссии. Техрегламент по автомобильному топливу предполагал, что с 1 января 2016 года бензин и дизтопливо экологических классов Евро-2 и Евро-3 исчезнут из оборота на рынке республики. В России, к слову, с этой же даты планировалась отмена Евро-4 и полный переход на Евро-5. Эксперты ранее пояснили «Капитал.kz», что перенос сроков связан с тем, что не закончен процесс модернизации НПЗ и пока не решен вопрос с обеспечением их необходимыми объемами сырья, когда преобразование будет завершено (потребуется около 4 млн тонн в дополнение к 14,5 млн тонн, которые сейчас перерабатываются на заводах).
Приватизации расписали варианты
В этом году в информационном пространстве появился вопрос возможной приватизации нефтеперерабатывающих заводов.
Председатель правления «КазМунайГаза» (КМГ) Сауат Мынбаев говорил осенью, что правительство рассматривает расширенную программу приватизации и в нее могут попасть НПЗ, заместитель председателя правления КМГ Данияр Берлибаев добавил к этому, что три НПЗ находятся в предварительном списке.
В начале декабря появилась новая информация о будущей «операции». Председатель правления фонда «Самрук-Қазына» Умирзак Шукеев сказал, что планируется приватизация компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» (КМГ-ПМ). Возможны три варианта: продажа контрольного пакета КМГ-ПМ (51%), продажа трех НПЗ, обмен акциями с потенциальными партнерами. «Что касается заправок, их также предлагается приватизировать, и в большей части использовать тот опыт, который сейчас уже приобретен в КМГ-ПМ, использовать механизмы франчайзинга, и для этого, возможно, будет необходимо внести определенные изменения в законодательство», – цитирует главу нацфонда «Интерфакс-Казахстан».
«Конкретные параметры пока неизвестны, но продажа выглядит логичной в текущих условиях: государство стремится выйти из капиталоемких проектов, к которым относятся и наши НПЗ, ведь на модернизацию каждого завода по-прежнему требуются значительные финансовые ресурсы», – считает Олжас Байдильдинов.
Камилла Манакова высказывает мнение, что приватизация КМГ-ПМ, включая все НПЗ и розничную сеть, позволит повысить качество производственного процесса, исключить дискриминацию независимых АЗС и дефицит топлива.
«Сделка века» в нефтянке РК
Если говорить в целом о КМГ, то, на взгляд Камиллы Манаковой, важнейшим событием уходящего года является сообщение о глобальной трансформации структуры группы. «Большинство компаний группы будет выставлено на приватизацию – из 206 компаний планируется оставить 75. Не исключена также оптимизация трубопроводной инфраструктуры путем слияния «КазТрансОйла» и «КазТрансГаза». В целом процесс оптимизации группы КМГ улучшит ее управляемость, исключит дублирующие функции в производственном и корпоративном секторе, будет способствовать росту внутренней интеграции, что позитивно скажется на консолидированных экономических показателях всей группы», – говорит собеседница.
Продолжая тему КМГ, Олжас Байдильдинов говорит, что интересной историей, безусловно, стала покупка Национальным банком 10% пакета акций «КазМунайГаза» у ФНБ «Самрук-Казына», а также покупка ФНБ доли в 8,4% в проекте «Кашаган» у КМГ. «Денежные средства понадобились национальной компании для погашения долгов и выравнивания финансовых ковенантов, которые устанавливаются кредиторами при каждом крупном займе. Конечно, многие восприняли эту новость достаточно скептически, так как Нацбанк стал владельцем прямого пакета акций КМГ. Хотя, с другой стороны, в этой сделке нет чего-то особенного: Нацбанк занимается инвестированием средств, в том числе в акции иностранных компаний, так почему бы не приобрести бумаги казахстанской компании?» – рассуждает аналитик. Он отмечает, что при этом у компании получается заместить более дорогое кредитование, а у Нацбанка – получить более стабильный и надежный актив.
Снижение добычи – сигнал для Казахстана
В сфере добычи снижен прогноз производства сырья. Отметим, что этот показатель в Казахстане снижается в последние годы: в 2013 году было добыто 81,8 млн тонн, в 2014 – 80,8 млн тонн (при ожиданиях 83 млн тонн).
Прогноз для 2015-го менялся дважды. Сначала цифра была уменьшена на 1,6% ранее озвученной – до 80,5 млн тонн нефти, затем – еще на 1,5 млн тонн нефти. Таким образом, ожидается, что добыча черного золота в Казахстане в 2015 году составит 79 млн тонн. «Снижение связано с падением мировых цен на нефть. В результате ожидается, что совокупный доход недропользователей в 2015 году сократится в два раза по отношению к 2014 году», – говорит Камилла Манакова.
Аналитик ссылается на данные, приведенные в ноябре министром энергетики РК Владимиром Школьником. В частности, он сказал, что в нефтяной отрасли по итогам 2015 ожидается снижение совокупного дохода на 52%. Также в 2015 году на 25% уменьшился объем сервисных работ. «Если в следующем году ценовая тенденция продолжится, то в зоне риска могут оказаться 40 тыс. сотрудников нефтесервисных компаний. В нефтедобывающих компаниях при стоимости барреля ниже $50 потеря может составить 10%, то есть до 7 тыс. человек, при цене $50-60 – около 5 тыс. человек, при цене $60-70 – порядка 2-2,5 тыс. человек», – обрисовал ситуацию глава энергетического ведомства.
«К сожалению, прогнозы цен на нефть в 2016 году неутешительны, и уже во II квартале 2016 года мы можем увидеть цены ниже текущих уровней в $41-42 за баррель. Но это станет хорошим стресс-тестом для наших нефтедобывающих компаний, а также стимулом применять более рентабельные и эффективные технологии, чтобы повысить конкурентоспособность нашего основного товара», – комментирует Олжас Байдильдинов. Казахстану, по его мнению, нужно быть готовым к тому, что цикл низких цен на нефть может продлиться 2-3 года.
8 декабря премьер-министр Карим Масимов сказал, что было принято решение актуализировать план по макроэкономической ситуации на случай, если Brent будет стоить $30 за баррель. В бюджет на 2016 год была заложена стоимость $40 за баррель. «Как раз сегодня эти 40 долларов и составляют. Глава государства давал нам поручение рассматривать разные сценарии, в том числе при цене 30 и при цене 20», – пояснил глава правительства. Минфин, Миннацэкономики и Нацбанк разработают план с учетом $30 за баррель – каким образом это отразится на бюджете республики.
Говоря о важных моментах нефтегазовой отрасли, Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project, обозначил топ-3 скорее не событий, а, если можно так сказать, эффектов и последствий. Первое: низкие цены на нефть и девальвация. Второе: сократились поступления в бюджет, смежные отрасли испытывают вслед за нефтяниками серьезные проблемы. Речь идет прежде всего о сервисных компаниях: у них сокращаются заказы. Кроме того, немного, но нефтянка потребляла продукцию нашей промышленности, и это потребление, по наблюдениям собеседника, сокращается. Третье: нефтяная отрасль перестала быть локомотивом экономики, а замену ей до сих пор не подобрали.
«Нас ждут проблемы с экономическим ростом», – заключает аналитик.