Почему же до сих пор Казахстан незнаком и неинтересен иностранным государствам? Что мешает нам поднять туристический имидж страны?
Несмотря на то что Казахстан имеет огромный туристско-рекреационный потенциал, на котором расположены потенциально привлекательные туристские зоны, туристическая отрасль страны характеризуется недостаточным уровнем развития. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет около 1,6%.
Утвержденная в 2014 году Концепция развития туристской отрасли РК до 2020 года предусматривает продвижение национального туристического бренда внутри страны и создание положительного имиджа Казахстана в международном туристическом сообществе. И этому есть подтверждение, на формирование туристского имиджа Казахстана из республиканского бюджета выделены в 2013 году – 283 млн тенге, в 2014 году – 317 млн тенге и в 2015 году – 339 млн тенге.
Но в то же время есть несколько основных проблем, препятствующих развитию внутреннего туризма – это и неадекватно высокие цены на размещение при достаточно низком уровне сервиса, разобщенность участников туристического рынка, отсутствие инфраструктуры, сложная система визовых и миграционных формальностей и, конечно же, слабая PR-кампания Казахстана за рубежом. А также многие иностранные туристы, приезжая в Казахстан, остаются обманутыми, обманутыми впечатлениями. Данный факт косвенно может быть подтвержден статистикой въезжающих туристов в Казахстан, в 2013 году данный показатель составил 6,8 млн туристов, и в 2014 году данный показатель уменьшился и составил 6,3 млн туристов.
Анализ въездного потока туристов в 2014 году по целям пребывания показал, что 97% нерезидентов прибывает в Казахстан с деловыми и профессиональными целями и лишь 3% туристов указали, что прибыли в Казахстан с целью отдыха и рекреации.
Необходимым условием для устранения указанных препятствий и обеспечения устойчивого развития внутреннего туризма является поддержка туризма на государственном уровне.
Для создания положительного имиджа Казахстана в международном туристическом сообществе должен быть применим кластерный подход. В последние годы в огромное внимание уделяется проблемам гостеприимства и туризма, а также отмечается резкий рост внимания к кластерам и кластерной политике. Подчеркивается их существенное значение для создания долгосрочных конкурентных преимуществ территорий, нацеленных на успешное привлечение широкой группы туристов.
В целом Концепцией предусматривается развитие пяти туристских кластеров страны: Астана, Алматы, Восточный, Южный и Западный Казахстан.
Северная и южная столицы позиционируются как центры делового туризма, Алматы также как центр международного горного туризма.
Кластер Восточный Казахстан – центр развития экологического туризма.
Кластер Южный Казахстан – культурный туризм.
Кластер Западный Казахстан – культурный и пляжный туризм. В данных кластерах предусмотрена реализация национальных проектов: Бурабай в кластере Астана, горнолыжный курорт Южный Каскелен и Кок Жайлау в кластере Алматы, Бухтарма и Катон-Карагай в кластере Восточный Казахстан, Кендерли в кластере Западный Казахстан.
Создание курортной зоны предполагает три элемента капитальных затрат – внешняя магистральная инфраструктура, внутренняя инженерная и туристская инфраструктура и коммерческие объекты.
Предполагается, что развитие внешней инфраструктуры будет обеспечено полностью за счет государства.
Учитывая, что сегодня государственно-частное партнерство (ГЧП) находится на пике активности обсуждения, можно предположить, что его механизмы являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие туризма в Казахстане.
Эффективное развитие принципов ГЧП в сфере туризма предполагает «распределение обязательств» между государственным и частным партнерами. Основной целью ГЧП является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рискам при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.
Кроме того, в рамках нового закона «О ГЧП» возможна частная инициатива, в рамках которого частный партнер может инициировать реализацию проекта по механизму ГЧП в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды. Согласно, статистики туризма Казахстана за 2014 год - 97% туристических организаций находятся в частной собственности, в государственной всего лишь 3% туристических организаций.
Другими словами, мировая практика применения механизма ГЧП в сфере туризма отвечает основным задачам развития отрасли:
1) формирование положительного имиджа Казахстана для роста популярности страны в международном туристическом сообществе;
2) повышение культурно-образовательного уровня казахстанцев, а также приобщение иностранных граждан к знаниям истории, культуры и быту народа нашей страны;
3) привлечение иностранного капитала в страну.
В 88 странах механизм ГЧП применяется как инструмент привлечения частных инвестиций в выполнение государственных задач, в частности в предоставлении туристических услуг, и вот несколько ярких примеров положительного мирового опыта применения механизма ГЧП в развитии туризма.
Турция: создание курортных комплексов в Белеке и Южной Анталии.
ЮАР: строительство и эксплуатация туристской инфраструктуры в национальных парках по концессиям.
Парижский Диснейленд: строительство уникального парка развлечений и сопутствующей инфраструктуры.
Актуальность развития национального туристического бренда заключается в том, что туризм в Казахстане является одной из приоритетных отраслей развития несырьевого сектора экономики.
Так, в ходе 27-го заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте РК глава государства объявил об одностороннем установлении безвизового режима для граждан 10 государств, показавших наиболее высокую инвестиционную активность в Казахстане. В этом списке США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Малайзия, ОАЭ, Республика Корея и Япония.
Также следует отметить, что наша страна активно участвует в реализации мероприятий, посвященных году туризма в СНГ, что играет немаловажную роль в повышении имиджа нашей страны.
Принимая во внимание действия, предпринимаемые в рамках реализации Концепции развития туристской отрасли РК до 2020 года, а также потенциал ряда мероприятий международного масштаба (ЕХРО-2017, выдвижение кандидатуры Казахстана на проведение зимней Олимпиады 2022 года и др.), можно говорить об открытии широких возможностей для повышения степени узнаваемости Казахстана на мировом рынке туризма и привлечения в страну иностранных гостей.
Автор: Диана Есембекова, аналитик Центра государственно-частного партнерства