Национальная компания «КазАвтоЖол» не будет выставляться в конкурентную среду в рамках объявленной в стране программы приватизации, потому что как инфраструктурная компания она по всем правилам и законам должна быть в собственности государства. Об этом сегодня в Астане в ходе специального брифинга для журналистов заявил председатель правления АО НК «КазАвтоЖол» Ермек Кизатов, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации «kapital.kz».
Однако, по словам главы «КазАвтоЖол», отдельные субъекты нацкомпании все же будут приватизированы.
«Сейчас вопрос приватизации довольно неоднозначный. Но при этом сам национальный оператор КазАвтоЖол приватизироваться никак не может, это инфраструктурная компания – она по всем правилам и законам должна быть в собственности государства.
Но мы настроены отдельные субъекты в нацкомпании отдать в конкурентную среду.
В первую очередь, это те субъекты, которые сегодня будут переданы нам правительством в рамках текущего содержания и ремонта. Мы планируем провести подготовительные мероприятия и однозначно вывести их на приватизацию. Что имеется в виду? Имеется в виду, что мы с самого начала настроены и в нашу стратегию закладываем, что все работы по содержанию и ремонту будут на свободном рынке в конкурентной среде. Мы не хотим заниматься этим сами: считаем, что это неправильно, мы хотим покупать все это на рынке. Таковы наши планы», - сообщил Ермек Кизатов.
В то же время председатель правления АО НК КазАвтоЖол прокомментировал и снятие бюджетных денег с программы «Нурлы Жол», в частности со строки – «реконструкция дорог республиканского значения» в размере 6,5 млрд. тенге – с 42 млрд. до 35,5 млрд. тенге.
«Да, есть такое решение, принятое правительством о снижении финансирования автомобильной отрасли за счет средств Республиканского бюджета и Национального фонда, но при этом эта же сумма нам компенсирована за счет заемных средств. Для простого обывателя абсолютно все равно откуда идут деньги, а в бюджете сейчас происходит регулировка в связи с чем с одного источника нам уменьшено финансирование автодорожной отрасли, но при этом нам разрешили финансироваться за счет займов», - прокомментировал Ермек Кизатов.
Кроме того, по словам главы "КазАвтоЖол" нацкомпания работает с Европейским банком реконструкции и развития, Эксимбанком Китая, со Всемирным банком, а также с Азиатским банком развития и Исламским банком.
«Взятые средства однозначно будут направлены на развитие дорог, никак по-другому эти средства не будут использоваться кроме как на автодороги. Они имеют целевое значение, они выделяются только для этих целей. При этом банки тоже участвуют во всех этих процедурах от начала и до конца», - пояснил Ермек Кизатов.
По его словам, строительство и реконструкция автодорог – достаточно дорогостоящее мероприятие, для реализации которого практически все страны мира привлекают заемные средства. Возврат инвестиций в автодорожную отрасль очень длинный. Притом, что существующая сегодня система платы за пользование автодорогами в Казахстане довольно низкая. И, как отметил Ермек Кизатов, она не в состоянии полностью компенсировать вложенные инвестиции.
«Поэтому государством принято решение о привлечении денежных средств международных финансовых институтов. На сегодня мы подписали соглашение с ЕБРР во время визита главы нашего государства в Великобританию на 140 млн. долларов, которые будут направлены на реконструкцию участка автодороги Центр-Юг. Это участок автодороги между Алматы и Астаной. С Эксимбанком Китая также ведутся переговоры. Надеемся, что до конца года они успешно завершатся, - рассказал председатель правления АО НК «КазАвтоЖол».
Отдельно Ермек Кизатов упомянул о расширении сети платных автодорог и развитии придорожного сервиса
«У нас уже есть определенный опыт работы на платных участках автодороги «Астана-Щучинск». Протяженность платных автодорог мы будем увеличивать согласно графику с доведением до 7 тыс. километров автомобильных дорог, - объявил он.
При этом глава нацкомпании уточнил, что платными будут только те дороги, которые пройдут реконструкцию и будут соответствовать всем международным стандартам.