Российская Федерация не исключает возможности участия центральноазиатских стран в «Турецком потоке». Такую идею на конференции по российско-турецким отношениям озвучил Александр Стерник, директор Третьего департамента стран СНГ Министерства иностранных дел РФ. Возможность участия Казахстана в российско-турецком проекте поставок газа в Южную Европу эксперты оценили не очень высоко. Необходимость серьезных финансовых вливаний, недостаточная добыча газа в республике, в конце концов сами перспективы реализации этого проекта – все это ставит под вопрос рентабельность и целесообразность присоединения Казахстана к этому маршруту.
Турция не желает переплачивать
Аналитики указывают на сложные отношения самих участников проекта – России и Турции. Прежде всего, речь идет о том, что страны не договорились о скидках на газ, поставляемый в Турцию, между тем это государство является вторым по величине потребителем российского газа. Во вторник, 27 октября, стало известно, что турецкая компания BOTAS подала в международный арбитраж иск к «Газпрому», касающийся цены российского голубого топлива. Договоренности о скидке были достигнуты в 2014 году, но они, как отмечает rbc.ru, были связаны с разрешением на строительство «Турецкого потока». Скидка может составить 10,25%. Предполагалось, что строительство первой нитки начнется летом 2015 года и к концу 2016-го маршрут будет запущен. Однако в начале осени Александр Медведев, заместитель председателя правления «Газпрома», сообщил о переносе старта на более поздний срок «из-за политического кризиса в Турции».
«Для возможных поставок газа из Центральной Азии договоренности такого рода – это один из ключевых аспектов, поскольку не существует иной трубопроводной инфраструктуры, кроме прокачки через систему Газпрома», – отмечает Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере. По его словам, основная проблема заключается в том, что «Газпром» не допускает сторонних игроков в свою газотранспортную систему – через нее не могут прокачивать свое сырье ни другие страны, ни даже российские компании: газовый гигант все скупает на границе или точке доступа в газотранспортную систему и перепродает самостоятельно.
Кроме того, продолжает Олжас Байдильдинов, турецкая сторона намерена создать крупный энергетический хаб, приобретая весь газ на границе, в том числе в будущем из Ирана, и экспортируя его в европейские страны. Это проблема и для «Газпрома» тоже.
«Таким образом, никакой возможности доставлять газ или получать существенную выгоду от поставок в Турцию нет, так как страна не горит особым желанием переплачивать за углеводороды», – делает вывод аналитик.
Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project, указывает на то, что усугубляется политический конфликт между Россией и Турцией из-за сирийского вопроса – и это тоже проблема.
Когда Кашаган войдет в строй…
Трудности в российско-турецких отношениях – это одно дело. Но вопрос в том, каким именно образом Казахстан может принять участие в этом газовом проекте. «Труб как таковых у нас нет, рабочая сила – может быть, но она не имеет той квалификации, которая требуется для прокладки столь сложной коммуникации. Цемент и другие подобные продукты, которые требуются при строительстве, – возможно», – рассуждает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. Если же говорить о поставках газа, то объемы голубого топлива, которые можно было бы поставлять в трубу, могут появиться только после того, как войдет в строй Кашаган. По словам эксперта, если опираться на имеющуюся информацию, это месторождение похоже на Тенгиз, а там – 50 на 50: тонна нефти на тысячу кубометров газа. Вопрос в том, на какую добычу и когда выйдет Кашаган. По словам аналитика, в свое время представитель одной из компаний – участников Северо-Каспийского проекта называл такие цифры: 1,2 млрд тонн нефти, 1 трлн куб. м газа – так оцениваются геологические запасы Кашагана. На сегодняшний день максимальное извлечение по нефти составляет 40%, по газу – примерно 80%. «Если, например, мы получим 30 млн тонн нефти и 20 млрд куб. м газа, вот это будет солидный объем», – комментирует аналитик.
Что касается существующей добычи, то в 2014 году она составила 43,2 млрд куб. м – такие данные на прошлой неделе привел Бакытжан Джаксалиев, вице-министр энергетики РК. В феврале этого года глава энергетического ведомства Владимир Школьник озвучил прогноз на 2015 год: при стабильной добыче нефти в заданном коридоре добыча газа запланирована в объеме 42,2 млрд куб. м.
«Свободных объемов природного газа у Казахстана нет, действующие газопроводы в Китай по-прежнему недозагружены. В 2025-2030 годах в республике возможен дефицит голубого топлива», – комментирует Олжас Байдильдинов.
Отрасль выбирает направления
«Газодобывающая отрасль в Казахстане развита не сильно: в 2014 году добыча товарного природного газа составила всего 0,5% в общем объеме промышленного производства Казахстана», – отмечает Жарас Ахметов. Он считает, что один из факторов, который мог бы способствовать развитию этой отрасли, как раз и есть расширение экспорта.
По словам аналитика, есть два экспортных направления – Китай и Европа, транзитом через Россию. «С этой точки зрения участие Казахстана в «Турецком потоке» кажется обоснованным. Но само будущее «Турецкого потока» очень туманно», – отмечает он. По его словам, об этом можно судить по перечисленным выше факторам и исходя из вопросов финансирования.
В целом, высказывает точку зрения Олжас Байдильдинов, китайское направление для Казахстана более выгодно и перспективно, нежели европейское, турецкое или индийское.
Финансы – слабое звено
«Сомнительно, что Россия сможет в одиночку потянуть капитальные вложения в строительство трубопровода», – продолжает денежную тему Жарас Ахметов. Это, по его словам, еще один пункт в числе факторов, которые ставят под сомнение реализацию проекта.
К вопросу о необходимых инвестициях. Весной этого года агентство ТАСС, ссылаясь на материалы «Газпрома», сообщило: для подачи газа в «Турецкий поток» компания планирует вложить в расширение Единой системы газоснабжения 277,9 млрд рублей. Общая оценка проекта – 714,6 млрд рублей.
Если же считать, что речь идет лишь о финансовом участии Казахстана в проекте, то, по мнению Олега Егорова, наилучшим был бы такой вариант: поставки газа с участием в финансировании, что означало бы обладание собственной долей в проекте. Но вопрос в том, что у Казахстана средств нет – как, впрочем, и у России. А прокладка труб обходится недешево: средняя стоимость 1 км по земле – $1 млн, в случае морского дна затраты увеличиваются.
Выбрать стратегию
«Российская газовая стратегия потерпела фиаско, – отмечает Жарас Ахметов. – Жесткая позиция «Газпрома» по ценообразованию и обязательному отбору заявленного объема («бери или плати») привела к тому, что ЕС поставил перед собой задачу снижения зависимости от поставок газа из России. Поэтому любая стратегия Казахстана, ориентированная на взаимодействие с Россией в вопросах газового экспорта, несет в себе риски потери времени и денег.
В отношении сотрудничества с Россией Олег Егоров оптимистичен: «Казахстан, конечно, будет рассматривать предложение подключиться к этому проекту. Мы сейчас находимся в единой экономической зоне. Мы партнеры. Я думаю, партнер партнера не будет обманывать, и каждый получит свою выгоду», – говорит он. Именно на таких условиях Казахстан и мог бы участвовать в «Турецком потоке», заключает аналитик.