USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.03$
-0.260
BTC
95276.40$
-84.800

К 2020 году совокупный внешний долг вырастет до 80-85% ВВП

Не исключено, что и государственный внешний долг увеличится вдвое

Share
Share
Share
Tweet
Share
К 2020 году совокупный внешний долг вырастет до 80-85% ВВП- Kapital.kz

Совокупный внешний долг Казахстана до 2020 года может вырасти до 80-85% ВВП, при этом рост будет наблюдаться по всем основным компонентам. Не исключено, что и государственный внешний долг увеличится вдвое.

Валовой внешний долг Казахстана по состоянию на конец I квартала 2015 года составил $154 млрд против $157 млрд по итогам 2014 года, снизившись на 1,8%, – отмечается в сообщении Национального банка РК. В общем объеме внешнего долга доля государственного и гарантированного государством долга по итогам I квартала снизилась до 5,4%, и составила $8,3 млрд. Доля внешнего долга, не гарантированного государством, в общем объеме ВВД снизилась до $145,8 млрд. При этом доля межфирменной задолженности в общем объеме ВВД составляет 52,1%.

Вячеслав Додонов, д.э.н., главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, считает вероятным сценарием рост внешнего долга.

«В кризисные периоды на показатели задолженности могут влиять и факторы, замедляющие его наращивание, в частности, ухудшение перспектив развития бизнеса, замораживание отдельных проектов и пр., что ведет к сокращению потребностей в финансировании, в том числе осуществляемых на заемные средства. Но есть и факторы увеличения долга – необходимость реструктуризации, просроченной из-за кризиса задолженности, увеличение долга из-за курсовой разницы после девальвации, опережающее сокращение доходной базы по сравнению с текущими расходами, что ведет к образованию «кассовых разрывов» и вынуждает прибегать к заемным ресурсам. Эти факторы действуют и на уровне бизнеса, и на уровне государственных финансов. Поэтому увеличение долга в условиях сложной внешней конъюнктуры весьма вероятно», – считает экономист.

Между тем «государственный внешний долг сейчас очень невелик – порядка 6% ВВП, поэтому вполне вероятен рост этого показателя примерно в два раза, так как даже величина в 10-12% ВВП некритична. Государственный долг в целом, включая внутренний, также будет расти, что обусловлено как ростом внешней его части, так и необходимостью увеличения заимствований в условиях снижения бюджетных доходов», отметил Вячеслав Додонов. Кроме того, добавил он, и в будущем сохранится необходимость эмиссии государственных облигаций для размещения в них растущих объемов пенсионных активов. Все эти факторы обусловят рост государственного долга в целом.

«Совокупный внешний долг мог бы быть стабильным и даже уменьшаться в том случае, если бы до этого корпоративные эмитенты активно использовали внешние займы, а после наступления кризисных времен и так называемого «закрытия внешних рынков» перестали это делать, как это было во время прошлого кризиса. Но фактически сейчас корпоративный сектор и так не является активным заемщиком на организованных рынках капитала, поэтому и прекращение такой активности не окажет эффекта сокращения внешнего долга», – уверен Вячеслав Додонов. Скорее в этом случае, отметил эксперт, возможно увеличение долга по причине необходимости привлечения дополнительного финансирования в кризисных условиях, реструктуризации имеющейся задолженности, а также в рамках тренда последних лет по постоянному росту межфирменной задолженности, которая увеличивается в любых условиях (хоть кризис, хоть рост) и в абсолютном и в относительном выражении.

«Я считаю, что рост долга будет идти до 2020 года по всем его основным компонентам. Думаю, что более вероятен сценарий роста совокупного внешнего долга до 80-85% ВВП», – предположил экономист. Однако, уточнил он, в случае необходимости будет осуществляться заимствование на рынках капитала путем выпуска международных облигаций и будут осуществляться займы на двусторонней основе у отдельных государств, таких как КНР, например.

Касательно обращения к финансовым институтам Вячеслав Додонов отметил, что большая часть истории таких обращений свидетельствует о, скорее, негативных последствиях принятия финансовой помощи от МВФ и иных институтов для государств-реципиентов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.