Совокупный внешний долг Казахстана до 2020 года может вырасти до 80-85% ВВП, при этом рост будет наблюдаться по всем основным компонентам. Не исключено, что и государственный внешний долг увеличится вдвое.
Валовой внешний долг Казахстана по состоянию на конец I квартала 2015 года составил $154 млрд против $157 млрд по итогам 2014 года, снизившись на 1,8%, – отмечается в сообщении Национального банка РК. В общем объеме внешнего долга доля государственного и гарантированного государством долга по итогам I квартала снизилась до 5,4%, и составила $8,3 млрд. Доля внешнего долга, не гарантированного государством, в общем объеме ВВД снизилась до $145,8 млрд. При этом доля межфирменной задолженности в общем объеме ВВД составляет 52,1%.
Вячеслав Додонов, д.э.н., главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, считает вероятным сценарием рост внешнего долга.
«В кризисные периоды на показатели задолженности могут влиять и факторы, замедляющие его наращивание, в частности, ухудшение перспектив развития бизнеса, замораживание отдельных проектов и пр., что ведет к сокращению потребностей в финансировании, в том числе осуществляемых на заемные средства. Но есть и факторы увеличения долга – необходимость реструктуризации, просроченной из-за кризиса задолженности, увеличение долга из-за курсовой разницы после девальвации, опережающее сокращение доходной базы по сравнению с текущими расходами, что ведет к образованию «кассовых разрывов» и вынуждает прибегать к заемным ресурсам. Эти факторы действуют и на уровне бизнеса, и на уровне государственных финансов. Поэтому увеличение долга в условиях сложной внешней конъюнктуры весьма вероятно», – считает экономист.
Между тем «государственный внешний долг сейчас очень невелик – порядка 6% ВВП, поэтому вполне вероятен рост этого показателя примерно в два раза, так как даже величина в 10-12% ВВП некритична. Государственный долг в целом, включая внутренний, также будет расти, что обусловлено как ростом внешней его части, так и необходимостью увеличения заимствований в условиях снижения бюджетных доходов», отметил Вячеслав Додонов. Кроме того, добавил он, и в будущем сохранится необходимость эмиссии государственных облигаций для размещения в них растущих объемов пенсионных активов. Все эти факторы обусловят рост государственного долга в целом.
«Совокупный внешний долг мог бы быть стабильным и даже уменьшаться в том случае, если бы до этого корпоративные эмитенты активно использовали внешние займы, а после наступления кризисных времен и так называемого «закрытия внешних рынков» перестали это делать, как это было во время прошлого кризиса. Но фактически сейчас корпоративный сектор и так не является активным заемщиком на организованных рынках капитала, поэтому и прекращение такой активности не окажет эффекта сокращения внешнего долга», – уверен Вячеслав Додонов. Скорее в этом случае, отметил эксперт, возможно увеличение долга по причине необходимости привлечения дополнительного финансирования в кризисных условиях, реструктуризации имеющейся задолженности, а также в рамках тренда последних лет по постоянному росту межфирменной задолженности, которая увеличивается в любых условиях (хоть кризис, хоть рост) и в абсолютном и в относительном выражении.
«Я считаю, что рост долга будет идти до 2020 года по всем его основным компонентам. Думаю, что более вероятен сценарий роста совокупного внешнего долга до 80-85% ВВП», – предположил экономист. Однако, уточнил он, в случае необходимости будет осуществляться заимствование на рынках капитала путем выпуска международных облигаций и будут осуществляться займы на двусторонней основе у отдельных государств, таких как КНР, например.
Касательно обращения к финансовым институтам Вячеслав Додонов отметил, что большая часть истории таких обращений свидетельствует о, скорее, негативных последствиях принятия финансовой помощи от МВФ и иных институтов для государств-реципиентов.